Канон замедленного действия

Выпуск 10
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это история о том, что всё новое — хорошо забытое старое.
Один знаменитый продюсер однажды сказал, что современная популярная музыка последние полвека обязана всем именно ему — герою этого выпуска. Кто же он? Приглядимся.
Песню Go West 1979 года от группы Village People не знает только ленивый. В основе композиции — музыкальная тема, обработки которой на разные лады можно встретить повсюду. На этот мотивчик пели о бедняках, о несчастной любви, о свободе отношений и даже пародировали государственный строй. Что ж за тема такая, что позволила подобные манипуляции?!
Перенесёмся в прошлое лет эдак на 350. В Германии живёт композитор и органист Иоганн Пахельбель. Воспитывает детей, учит, руководит, сопровождает игрой на органе церковные службы и, конечно, сочиняет… И вот однажды Пахельбель пишет Канон по случаю свадьбы своего любимого ученика Иоганна Кристофа Баха (старшего брата знаменитого Иоганна Себастьяна). Благостная пьеса на элементарной основе: три скрипки и повторяющийся бас. Канон, несомненно, стал украшением бракосочетания, но вскорости о сочинении забыли — вплоть до середины 20 столетия.
Канон замедленного действия
А дальше — невероятный ход судьбы.
В 1968 году французский дирижёр и ценитель барокко Жан-Франсуа Пайяр со своим оркестром вырывается в лидеры классических чартов с одной лишь записью — Канона Пахельбеля. Конечно, музыка немецкого композитора в версии Пайяра претерпела некоторые изменения, но это информация для источниковедов. Для остальных же — Пайяр прорубил «окно» в вечность.
И понеслось.
Буквально через пару месяцев появляется композиция «Rain and Tears» греческой рок-группы «Aphrodite’s Child». Управляли ей тогда совсем молодые и только начинающие карьеру певец Демис Руссос и композитор Вангелис. Вся песня — эдакое барокко на современный лад. И опять-таки на ту же самую тему.
У Канона Иоганна Пахельбеля элементарная конструкция: цепочка повторяющихся аккордов и импровизируемая мелодия. Это оказалось очень удобным для массы новой музыки — и на Западе, и в России. И совсем уж неожиданно — в ритме танго — Канон появляется в финале концерта «Зима» цикла «Времена года» Астора Пьяццоллы…
Самое же невероятное продолжение Канона Пахельбеля обнаруживается… в музыке, звучащей после боя курантов на Новый год. Мы вас заинтриговали? Что ж тут скажешь… Все мы родом из классики.

Последние выпуски программы

«От любви до…», Или соперничество длиною в жизнь

У композитора по имени Людвиг ван Бетховен было несчастливое детство. А как иначе, если отец, ни на йоту не обладавший педагогическим талантом, вознамерился сделать из собственного отпрыска вундеркинда?!

Сила Бетховена, Или «что не услышал осёл»

Для человека по имени Людвиг ван Бетховен 7-е мая 1824 года было днём и силы, и правды. В тот день композитор лицезрел премьеру своей величайшей симфонии — Девятой. Именно «лицезрел», поскольку к тому моменту полностью потерял слух.

«Европейские гастроли», Или мир после Вавилонской башни

Окидывая взором музыкальную историю человечества, порой, утверждаешься в мысли, что библейская легенда о Вавилонской башне — правда. И возможно, когда-то давным-давно наши предки говорили на одном языке, пели одни и те же песни. И где-то на генетическом уровне остались воспоминания о былом единстве, свидетельство которому — музыка.