Священное торжество Бетховена

Выпуск 31
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О чём эта музыка? Что тревожило создателя в момент, когда чернила выводили на партитурной бумаге невыразимо прекрасную мелодию? Мир как колыбель вечной печали? Тоска по безвозвратно утраченному счастью? Осознание суетности и конечности земного пути?
Чтобы найти ответ, давайте обратимся к первоисточнику: Людвиг ван Бетховен, Седьмая симфония. Вторая часть. Аллегретто.
Что мы знаем о каждодневных страданиях? О ежедневной боли и одиночестве? О несбывшихся надеждах и так и не обретённом счастье? Это не риторические вопросы. Это реальная жизнь великого человека — Бетховена, оставившего нам свои размышления.
Священное торжество Бетховена
Седьмая симфония — сочинение эмоционально удивительное. Оно — подтверждение философской истины о том, что радость и печаль — две верные подруги. Без одного — не прочувствовать другого. Композитор говорит именно об этом: «апофеоз» радости — в крайних частях симфонии и меланхолическая лирика — во второй, Аллегретто. А всё вместе — христианское принятие жизни во всей полноте.
Аллегретто — самая знаменитая часть Седьмой симфонии Бетховена. О её популярности вот уже более двух столетий говорят всевозможные транскрипции и обработки. И каждый вариант — продолжение диалога с Бетховеном.
Вот, к примеру, парафраз на тему Седьмой Бетховена от пианиста-виртуоза Сигизмунда Тальберга: приношение Мастеру, написанное через три года после его смерти.
А это музыка совсем иного рода и эпохи. Но и тут разговор с Бетховеном очевиден. Современный валлийский композитор Карл Дженкинс и его вариант Аллегретто, положенный на ритм хабанеры.
Оттенок роковой неизбежности музыка Бетховена приобретает в исполнении британской сопрано Лоры Райт. Кроссовер на основе Аллегретто сближает эпохи и убеждает, что для истинных музыкальных ценностей временны́х преград не существует.
Но давайте ещё раз вслушаемся в тему Аллегретто Седьмой симфонии Бетховена… Это мужской хор. Более того — молитва. Бетховен зашифровал послание всему миру в нескольких тактах. Гений.
И самое близкое продолжение идеи великого венца в современной музыке — ангельский хор Sacris Solemnis британского композитора Роберта Прайзмена. Ангельские голоса мальчиков — это и Священное торжество великого Бетховена, и вера в бессмертие человеческой души.

Последние выпуски программы

«Европейские гастроли», Или мир после Вавилонской башни

Окидывая взором музыкальную историю человечества, порой, утверждаешься в мысли, что библейская легенда о Вавилонской башне — правда. И возможно, когда-то давным-давно наши предки говорили на одном языке, пели одни и те же песни. И где-то на генетическом уровне остались воспоминания о былом единстве, свидетельство которому — музыка.

Родственные души

Впервые они встретились в Лейпциге в 1888-м — на новогоднем празднике у скрипача Адольфа Бродского. Взаимная человеческая симпатия возникла мгновенно. Оба — крайне эмоциональные и чувствительные. Оба — страстные мечтатели, обожающие природу и уединение. Общие кумиры — Моцарт, Шуман, Бизе.

Похождения менестрелей, Или наследили!

Обнаруженное сходство мелодических идей — забавное совпадение. Путешествия, к которому мы присоединимся, — в действительности не было, а некоторые факты — никогда не имели взаимосвязи! На первый взгляд….