Токката и фуга: неразгаданная загадка

Выпуск 30
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Эта музыка — визитная карточка композитора. Иоганн Себастьян Бах, Токката и фуга ре минор. Сочинение небывалой мощи, силы и экспрессии. Наверняка оно прославилось с момента самого первого исполнения!
Но всё не так просто. Хотя бы потому, что мы ничего не знаем о том «первом исполнении». Более того, мы даже не знаем точную дату создания и — как ни удивительно — подлинное авторство. Попробуем разобраться.
Славу Токката и фуга ре минор снискала не ранее, чем в 1927 году, когда Леопольд Стоковский сделал оркестровую версию. После этого последовал с десяток всяческих оркестровок, наибольшую популярность среди которых приобрёл именно вариант Стоковского. Возможно, ещё и потому, что его использовал в своей знаменитой «Фантазии» Уолт Дисней. И ровно с этого же момента начались изыскания по поводу происхождения сочинения.
Токката и фуга: неразгаданная загадка
Одним оно казалось по природе всецело органным, а другим — противоречащим духу инструмента. Одни называли его чересчур простым, чтобы быть написанным Бахом, а другие — слишком гениальным, чтобы быть сочинённым не-Бахом.
Предположительное время написания Токкаты и фуги — первые полстолетия 18 века, а старейший автограф — Баху не принадлежит. Манускрипт сохранился в варианте некоего Йоханнеса Рингка, немецкого композитора и органиста, жившего в Германии в то же самое время, что и Иоганн Себастьян. Что сделал Рингк? Может быть, просто переписал, то есть скопировал пьесу Баха? Ответа нет. Но есть два предположения.
Первое: автор Токкаты и фуги — не Бах, а некто из его окружения. Но это не точно. Второе: Токката и фуга написаны не для органа, а для скрипки. А уж позже Бах (или кто-либо ещё) сделал транскрипцию для органа. Но и это также не доказано. В фокус внимания «автора» Токкаты и фуги вполне могли попасть Прелюдия и Каприччио ре минор немецкого органиста и композитора Иогана Хайнриха Буттштетта. Послушайте: сходство очевидно.
Бах или не Бах — вот в чём вопрос!
Ответ же упирается в типичную практику барокко — пародию. Речь идёт не о юмористическом жанре, а об особой технике обработок и адаптаций, когда композитор берёт чьё-то произведение, переписывает на свой лад и добавляет от себя что-то новое. Так делал и Бах. Живая традиция в действии.
Загадка Токкаты и фуги так и не разгадана. Но для нас — это любимейший шедевр, вдохновляющий к музицированию и сотворчеству. Точно такому же, какому некогда посвящал себя и Иоганн Себастьян Бах.

Последние выпуски программы

«Европейские гастроли», Или мир после Вавилонской башни

Окидывая взором музыкальную историю человечества, порой, утверждаешься в мысли, что библейская легенда о Вавилонской башне — правда. И возможно, когда-то давным-давно наши предки говорили на одном языке, пели одни и те же песни. И где-то на генетическом уровне остались воспоминания о былом единстве, свидетельство которому — музыка.

Родственные души

Впервые они встретились в Лейпциге в 1888-м — на новогоднем празднике у скрипача Адольфа Бродского. Взаимная человеческая симпатия возникла мгновенно. Оба — крайне эмоциональные и чувствительные. Оба — страстные мечтатели, обожающие природу и уединение. Общие кумиры — Моцарт, Шуман, Бизе.

Похождения менестрелей, Или наследили!

Обнаруженное сходство мелодических идей — забавное совпадение. Путешествия, к которому мы присоединимся, — в действительности не было, а некоторые факты — никогда не имели взаимосвязи! На первый взгляд….