Вдохновение Эдуарда Артемьева

Выпуск 23
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Его знают как пионера электронной музыки в России и бесспорного классика отечественного кинематографа. Сочинения композитора звучат в фильмах Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского…
Композитор Эдуард Артемьев. Его музыка многогранна и многолика. У него есть чистая электроника, традиционные симфонические партитуры, величественный «Реквием», рок-опера «Преступление и наказание» и даже песенная попса. Но начнём мы с Баха.
Таких случаев аранжировок популярной классики у Артемьева немного. Самый известный пример — тема из кинофильма Андрея Тарковского «Солярис». Хоральная прелюдия «Я взываю к тебе, Господи» Иоганна Себастьяна Баха — в версии Эдуарда Артемьева — вводит в мистическое пространство фильма и даёт уставшему сердцу надежду на утешение в бесконечно одиноком мире.
Вдохновение Эдуарда Артемьева
Эдуард Артемьев — гений пленительных мелодий, истоки которых, порой, обнаруживаются там, где совсем не ждёшь. То, что сейчас звучит, — «Любовь» из музыки к фильму Никиты Михалкова 1998 года «Сибирский цирюльник». Музыка изумительной красоты. Только вот в кульминации мелодия цитирует прекрасную тему Адажио из Двадцать третьего фортепианного концерта Моцарта.
Зачем это было сделано? К сожалению, спросить автора уже не получится. Можем предположить: это простое совпадение. А может, напротив, Артемьеву для образа «любви» понадобилась кристально чистая музыка Моцарта — квинтэссенция человеческого чувства. Адажио из Двадцать третьего концерта Вольфганга Амадея Моцарта — музыка философской печали и слёз. И, возможно, эта эмоция и возникла в момент работы Эдуарда Артемьева над саундтреком к фильму как символ неизбежной конечности любви, а, в конечном итоге, — всей жизни.
Но ведь и вдохновение никуда не делось! Рядом со скорбью всегда есть место радости. Об этом говорит праздничный финал моцартовского концерта. Об этом — и другая музыка Эдуарда Николаевича, преисполненная ощущения полёта и жажды жизни! Недаром из музыки Артемьева к кинофильму 1981 года «Родня» — при участии поэта Николая Зиновьева — родилась песня «Полёт на дельтаплане». «К началу дня несёт меня мой дельтаплан!» Без вдохновения — никак.

Последние выпуски программы

Сила Бетховена, Или «что не услышал осёл»

Для человека по имени Людвиг ван Бетховен 7-е мая 1824 года было днём и силы, и правды. В тот день композитор лицезрел премьеру своей величайшей симфонии — Девятой. Именно «лицезрел», поскольку к тому моменту полностью потерял слух.

«Европейские гастроли», Или мир после Вавилонской башни

Окидывая взором музыкальную историю человечества, порой, утверждаешься в мысли, что библейская легенда о Вавилонской башне — правда. И возможно, когда-то давным-давно наши предки говорили на одном языке, пели одни и те же песни. И где-то на генетическом уровне остались воспоминания о былом единстве, свидетельство которому — музыка.

Родственные души

Впервые они встретились в Лейпциге в 1888-м — на новогоднем празднике у скрипача Адольфа Бродского. Взаимная человеческая симпатия возникла мгновенно. Оба — крайне эмоциональные и чувствительные. Оба — страстные мечтатели, обожающие природу и уединение. Общие кумиры — Моцарт, Шуман, Бизе.