Родом из детства

Выпуск 21
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Все мы родом из детства» — известный афоризм. И это правда, ибо только там и закладывается будущее мироощущение и восприятие всего и вся.
Перенесёмся в 19 век, когда в России в аристократических кругах особым спросом пользовались всяческие сборники танцевальной музыки.
В числе авторов — некто Франц Бер, немецкий композитор 19-го века, написавший целый ворох популярных пьес. Сегодня его мало кто знает, хотя в своё время он был достаточно популярен. Жил в Вене, Париже, Дрездене, Лейпциге… И всюду печатался, причем под разными именами. Он и Георг Бахманн, и Уильям Купер, и Чарльз Морли, и Шарль Годар, и Ханс фон Аахен, и бог знает кто ещё. Может, именно эта забава и сыграла впоследствии злую шутку с именем композитора? Оно затерялось в закоулках истории.
Родом из детства
Кто знает… Но когда-то его пьесы пользовались известностью, а в числе поклонников — обаятельный офицер… Василий Рахманинов. Прелестная мелодия, которую так легко наигрывать, очаровывая милых собеседниц! В их числе оказалась и дочь русского генерала Бутакова — красавица по имени Любовь. Она безудержно влюбилась в эффектного гусара и балагура, продолжателя древнего русского дворянского рода Василия Рахманинова.
Фортепиано было родным в семье Рахманиновых. Что дед (к слову — ученик Джона Фильда), что отец — великолепно музицировали, сочиняли, хотя и не считали это основной деятельностью. «Для достойного человека музыка никогда не может быть профессией, но лишь удовольствием!» — не уставал повторять Василий Рахманинов. И в этом явно расходился с позицией собственной жены, ученицы самого Антона Рубинштейна. Она-то и давала первые уроки игры талантливому сыну Серёже.
В кругозор семейства попадала самая разная музыка: от серьёзных концертов до полнейших безделиц — вальсов, полек и прочих популярных танцев, под которые так приятно проводить вечера! Особенно если за роялем — дед или отец!
Сергей Рахманинов обожал отца: его добрый, благодушный и весёлый нрав в детском сознании явно перевешивал строгость матери и бабушки. А отец очень любил наигрывать на фортепиано какой-то пустячок, польку…
За несколько лет до смерти отца Рахманинов напишет парафраз на тему этой польки. Композитор был убеждён, что автор мелодии — отец, посему и назвал пьесу «Полька В.Р.» (то есть Василий Рахманинов). С этой полькой Рахманинов объездит Европу и Америку, да и запишет её несколько раз. И почти всегда играет на бис.
Позже выяснится, что подлинный автор польки под названием «Хохотунья» — композитор Франц Бер. Но это уже неважно. Главное — то, что сам Рахманинов вкладывал в эту пьесу, считая её портретом отца и ностальгией по безвозвратно ушедшему детству.

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту