Подблюдные гадания и их последствия…

Выпуск 20
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поём, тому добро
И слава!
Вы, конечно же, узнали цитату: Александр Сергеевич Пушкин, «Евгений Онегин». Сцена гадания Татьяны. А «песенки старинных дней» — не что иное, как «подблюдные» (или «гадальные») песни, издавна сопровождавшие святочные гадания девушек.
Зимними Святками в старину называли период от Рождества до Крещения. А неизменной приметой праздника был хвалебный припев «Слава».
А мы эту песню хлебу поём. Слава!
Хлебу поём, да хлебу честь воздаем. Слава!
Это самая известная гадальная песня. С неё частенько начинались святочные посиделки, а затем… Звучали самые разные песни: к счастью и богатству, к свадьбе или безбрачию, к разлуке, дороге и даже смерти. Под какой напев вынется колечко, то и ждёт вас в будущем году.
Подблюдные гадания и их последствия…
Песня «Слава» пришлась по душе многим русским композиторам, которые часто вспоминали этот старинный напев. Вспоминали, использовали в сочинениях и… изменяли его. Из святочной игровой песни «Слава» превратилась в царственный, величальный портрет героев и властителей.
Например, в опере Римского-Корсакова «Царская невеста» «Слава» — это образ царя Ивана Грозного. Не избежал «Славы» и Мусоргский в прологе оперы «Борис Годунов». Здесь «Слава» — хвалебная ода царю. А вот и ещё пример: Пётр Ильич Чайковский, опера «Мазепа»: звучание «Славы» в сцене Полтавского боя олицетворяет Петра Первого.
Самый же необычный пример использования подблюдной песни «Слава» мы обнаруживаем у… Бетховена. И вновь «Слава» оказывается музыкальным приношением сильному мира сего.
1806 год. Бетховен по заказу графа Андрея Кирилловича Разумовского пишет три квартета. Они получат название «Русских» не только из-за посвящения Разумовскому. «Русские» эти квартеты ещё и потому, что в них Бетховен цитирует две песни, одна из которых уже хорошо знакомая нам «Слава». Здесь русская песня гениально инкрустируется в типично европейский склад музыкального мышления, что означает лишь одно: хорошая музыка — штука над-национальная и вне-временная.

Последние выпуски программы

Сила Бетховена, Или «что не услышал осёл»

Для человека по имени Людвиг ван Бетховен 7-е мая 1824 года было днём и силы, и правды. В тот день композитор лицезрел премьеру своей величайшей симфонии — Девятой. Именно «лицезрел», поскольку к тому моменту полностью потерял слух.

«Европейские гастроли», Или мир после Вавилонской башни

Окидывая взором музыкальную историю человечества, порой, утверждаешься в мысли, что библейская легенда о Вавилонской башне — правда. И возможно, когда-то давным-давно наши предки говорили на одном языке, пели одни и те же песни. И где-то на генетическом уровне остались воспоминания о былом единстве, свидетельство которому — музыка.

Родственные души

Впервые они встретились в Лейпциге в 1888-м — на новогоднем празднике у скрипача Адольфа Бродского. Взаимная человеческая симпатия возникла мгновенно. Оба — крайне эмоциональные и чувствительные. Оба — страстные мечтатели, обожающие природу и уединение. Общие кумиры — Моцарт, Шуман, Бизе.