Задорная, чуть легкомысленная простота этой музыки не перестаёт восхищать! Борис Чайковский и саундтрек к фильму Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова». Любимая старшим поколением комедия с блистательной работой звёзд советского экрана. Лучшего музыкального портрета чудаковатого и стеснительного героя Георгия Вицина — Михаила Бальзаминова — не придумаешь!
Но начинается наша история лет на сто пятьдесят раньше, в то время, когда молодой, но дерзкий венский классик Людвиг ван Бетховен, полный сил и энергии, покоряет музыкальную столицу Европы — Вену.
Последняя пятилетка XVIII века. Вена признаёт в Бетховене величайшего музыканта эпохи. Его новые сочинения печатают издательства, музыкальные журналы и газеты публикуют всё более благосклонные рецензии. Столичная знать покровительствует, а он сам ведёт яркую светскую жизнь, полную удовольствий.
Бетховен выступает во дворцах, живёт в роскошных особняках меценатов, даёт уроки фортепианной игры очаровательным юным аристократкам, флиртует… Его неистовый темперамент вкупе с тщательно скрываемыми нежностью и впечатлительностью прекрасно демонстрирует музыка той поры. По одну руку — удивительной красоты лирика, а по другую — мощный напор, стремительность, жизнерадостность и ощущение всемогущества.
Это финал Первого фортепианного концерта. Как много здесь задора, шутки, неожиданностей и эффектов сугубо музыкального толка! Бетховен устраивает головокружительную буффонаду на грани мальчишеского хулиганства. Трубы и литавры, традиционно нёсшие на себе титул героики и помпезности, пускаются в пляс в стремительном контрадансе. Возмутительное попрание классических традиций!
А следующая тема финала — вообще цитата. «Будьте проще, и люди к вам потянутся» — именно так поступает Бетховен, решив включить в концерт одну ну очень известную австрийскую песню. Через пару-тройку десятилетий она станет официальным гимном австрийской провинции Тироль. Кстати, в нашей стране эта песня — в переводе с немецкого на русский — превратится в неофициальный гимн ВЛКСМ «Молодая гвардия»: дух Бетховена осенил и советский комсомол.
А теперь вернёмся к началу. Фильм «Женитьба Бальзаминова». «При чём тут Бальзаминов?!» — воскликнете вы. Центральный эпизод финала Первого бетховенского концерта — быстрая моторная тема с «ужимками» и «прыжками»: обычная уличная дразнилка! Именно она-то и отозвалась в музыке Бориса Чайковского в качестве главной атмосферной темы кинокартины. Вицин-Бальзаминов прогуливается по площади старинного Суздаля под звуки всё той же уличной дразнилки — но на новый лад. Спасибо Борису Чайковскому за изящный реверанс в сторону венского классика.