Он — непререкаемый авторитет, создатель хитов и законодатель мод в жанре мюзикла. «Кошки», «Эвита», «Призрак оперы» и, конечно, шедевр, радикально изменивший жизнь всех поклонников музыкального театра — рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда».
Встречайте, сэр Эндрю Ллойд Уэббер.
Ллойд Уэббер вырос в музыкальной семье. Мать-пианистка все силы положила на обучение талантливого сына, а отец — лондонский органист и композитор — мечтал, чтобы наследник когда-нибудь сочинил то, что люди будут напевать и помнить долгие годы.
Ещё тинэйджером Эндрю был большим фанатом Джакомо Пуччини. Он не раз вспоминал, как плакал над записью «Тоски», будучи убеждён, что это «именно та музыка, которая только и возможна в музыкальном театре!» Эффект театральности, правильное ощущение музыкальной драматургии, сопоставление нужных контрастов и небывалый мелодизм Ллойд Уэббер почерпнул именно в операх великого итальянца.
А теперь о том, что могут сотворить преданность и пиетет.
Представьте, вы пишете мюзикл на довольно-таки мистическую тему: молодая певица заменяет в нужный момент капризную диву на спектакле, а в театре, тем временем, орудует некий дух, который всеми силами старается соблазнить юную девушку. Он, этот призрак, упоительно поёт о музыке ночи, всё дальше и дальше завлекая красавицу в свои сети…
А вскоре после премьеры мюзикла «Призрак оперы» Эндрю Ллойд Уэббер получает приглашение в суд — от наследников Джакомо Пуччини — за плагиат. И они были не столь уж неправы! Вслушайтесь: кульминационная фраза дуэта «Музыка ночи» («Music of the night») один в один совпадает с арией разбойника Дика Джонсона из первого акта оперы Пуччини «Девушка с Запада»! Налицо даже сюжетное совпадение: и там и там «плохой», но очень привлекательный мужчина очаровывает понравившуюся ему женщину. Кстати, официальная сводка гласит, что «спор Уэббера с наследниками Пуччини был согласован вне суда», а это значит, что родственники великого итальянца остались весьма удовлетворёнными.
Но самое эффектное — и как оказалось, юридически безболезненное — заимствование у Ллойд Уэббера обнаруживается в культовой рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда».
Это ария Марии Магдалины «Я не знаю, как его любить» — роскошная, очень чувственная мелодия, почти нота в ноту совпадающая с медленной частью Скрипичного концерта Феликса Мендельсона. Впрочем, на момент выхода в свет концепт-альбома «Иисус Христос суперзвезда» в 1970 году, авторские права на музыку Мендельсона не распространялись. За сим никаких санкций — кроме невероятной популярности во всём мире — не последовало.