Кто такой Святой Антоний, или Антоний Великий, — знает каждый, кто хоть немного знаком с историей христианства: подвижник, пустынник, основатель отшельнического монашества. Но откуда взялся «хорал Святого Антония» и кто его автор — до сих пор неизвестно.
Лето 1873 года. Композитор Иоганнес Брамс наслаждается жизнью в живописном баварском приозёрном городке Тутцинг и много сочиняет — в том числе, цикл вариаций.
Нет, не так. Расследование начинается тремя годами ранее, когда друг Брамса, библиотекарь Венского Филармонического общества Карл Фердинанд Пол познакомил его с изданием некоего Дивертисмента для духового октета. На обложке значилось имя автора — Йозеф Гайдн. Брамс, искренне влюблённый в музыку венских классиков, моментально вдохновляется и пишет масштабный цикл (сначала для двух роялей, а затем — и для оркестра), которому дает название: «Вариации на тему Гайдна».
Каверзная деталь в том, что уже при жизни Брамса подлинность якобы «гайдновского» автографа оспаривалась. И сегодня некоторые особо въедливые источниковеды предполагают, что сочинение принадлежит не Гайдну, а его ученику — композитору и основателю фортепианной фабрики — Игнацу Йозефу Плейелю. Мол, излюбленная практика времени: присваивать имена знаменитостей сочинениям неизвестных авторов.
Вопрос так и не решён. Но и на этом загадки не заканчиваются. Медленная часть Дивертисмента имеет подзаголовок: «Хорал Святого Антония» — и это та самая тема, которая сподвигла Брамса на вариационные подвиги.
Мы вас разочаруем. Откуда эта тема, следы которой полностью затерялись в кулуарах истории, так и неизвестно. Сочинил ли её Гайдн? Или Плейель? Или, если уж речь идет о некоем именном хорале, то, может быть, это вообще заимствованная тема?
Одно из предположений — это духовный гимн австрийских пилигримов, который в один прекрасный день вполне могли услышать и Гайдн, и Плейель, и кто бы то ни было другой, кому можно было бы приписать авторство Дивертисмента. В любом случае, «хорал Святого Антония» дожил до 21 столетия — во многом благодаря фантазии Гайдна (или Плейеля) и, конечно, Иоганнеса Брамса. Более того, стал настолько популярным, что уже лет сто как является именным гимном одного старейшего американского Университета, а также проник в области, граничащие с классическим искусством лишь на уровне мелодического вдохновения.
В середине 70-х годов прошлого века нидерландская рок-группа «Фокус» выпустила в свет альбом «Гамбургский концерт», один из треков которого — цитата загадочного хорала.
Есть в мире вечные темы, не подвластные времени. И в этом их сила и правда. А авторство — уже вторично.