Хорал Святого Антония

Выпуск 16
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Кто такой Святой Антоний, или Антоний Великий, — знает каждый, кто хоть немного знаком с историей христианства: подвижник, пустынник, основатель отшельнического монашества. Но откуда взялся «хорал Святого Антония» и кто его автор — до сих пор неизвестно.
Лето 1873 года. Композитор Иоганнес Брамс наслаждается жизнью в живописном баварском приозёрном городке Тутцинг и много сочиняет — в том числе, цикл вариаций.
Нет, не так. Расследование начинается тремя годами ранее, когда друг Брамса, библиотекарь Венского Филармонического общества Карл Фердинанд Пол познакомил его с изданием некоего Дивертисмента для духового октета. На обложке значилось имя автора — Йозеф Гайдн. Брамс, искренне влюблённый в музыку венских классиков, моментально вдохновляется и пишет масштабный цикл (сначала для двух роялей, а затем — и для оркестра), которому дает название: «Вариации на тему Гайдна».
Хорал Святого Антония
Каверзная деталь в том, что уже при жизни Брамса подлинность якобы «гайдновского» автографа оспаривалась. И сегодня некоторые особо въедливые источниковеды предполагают, что сочинение принадлежит не Гайдну, а его ученику — композитору и основателю фортепианной фабрики — Игнацу Йозефу Плейелю. Мол, излюбленная практика времени: присваивать имена знаменитостей сочинениям неизвестных авторов.
Вопрос так и не решён. Но и на этом загадки не заканчиваются. Медленная часть Дивертисмента имеет подзаголовок: «Хорал Святого Антония» — и это та самая тема, которая сподвигла Брамса на вариационные подвиги.
Мы вас разочаруем. Откуда эта тема, следы которой полностью затерялись в кулуарах истории, так и неизвестно. Сочинил ли её Гайдн? Или Плейель? Или, если уж речь идет о некоем именном хорале, то, может быть, это вообще заимствованная тема?
Одно из предположений — это духовный гимн австрийских пилигримов, который в один прекрасный день вполне могли услышать и Гайдн, и Плейель, и кто бы то ни было другой, кому можно было бы приписать авторство Дивертисмента. В любом случае, «хорал Святого Антония» дожил до 21 столетия — во многом благодаря фантазии Гайдна (или Плейеля) и, конечно, Иоганнеса Брамса. Более того, стал настолько популярным, что уже лет сто как является именным гимном одного старейшего американского Университета, а также проник в области, граничащие с классическим искусством лишь на уровне мелодического вдохновения.
В середине 70-х годов прошлого века нидерландская рок-группа «Фокус» выпустила в свет альбом «Гамбургский концерт», один из треков которого — цитата загадочного хорала.
Есть в мире вечные темы, не подвластные времени. И в этом их сила и правда. А авторство — уже вторично.

Последние выпуски программы

«От любви до…», Или соперничество длиною в жизнь

У композитора по имени Людвиг ван Бетховен было несчастливое детство. А как иначе, если отец, ни на йоту не обладавший педагогическим талантом, вознамерился сделать из собственного отпрыска вундеркинда?!

Сила Бетховена, Или «что не услышал осёл»

Для человека по имени Людвиг ван Бетховен 7-е мая 1824 года было днём и силы, и правды. В тот день композитор лицезрел премьеру своей величайшей симфонии — Девятой. Именно «лицезрел», поскольку к тому моменту полностью потерял слух.

«Европейские гастроли», Или мир после Вавилонской башни

Окидывая взором музыкальную историю человечества, порой, утверждаешься в мысли, что библейская легенда о Вавилонской башне — правда. И возможно, когда-то давным-давно наши предки говорили на одном языке, пели одни и те же песни. И где-то на генетическом уровне остались воспоминания о былом единстве, свидетельство которому — музыка.