Dies Irae — День гнева

Выпуск 7
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
То, что вы сейчас слышите, — это торжественное окончание «Симфонических танцев» — последней партитуры Сергея Васильевича Рахманинова. Год создания — 1940. Идёт Вторая мировая война.
Изначальные названия трёх частей «Танцев» — «День», «Сумерки», «Полночь» — Рахманинов, в конечном счёте, отбросил и вообще не особенно распространялся по поводу деталей содержания. Здесь всё спрятано в тайных музыкальных смыслах, которые не так-то легко расшифровать.
Третья часть — «Полночь». Почему этот «Симфонический танец» напоминает борьбу, а не примирение или традиционное для любого финала торжество? Давайте вслушаемся.
Dies Irae — День гнева
Григорианский распев Dies Irae — День гнева — музыкальное воплощение многовековой идеи смерти, суда и возмездия. Считается, что Dies Irae сочинил францисканский монах XIII века Фома Челанский. Хотя, возможно, мелодия появилась ещё раньше. Здесь все страхи Судного дня — и агнцы, и козлища, и всё остальное — аккурат в стиле морализаторских средневековых «ужастиков». Столетиями напев Dies Irae композиторы использовали в заупокойных мессах, а потом…
А потом получилось так, что мелодия оторвалась от текста и стала устойчивым символом смерти. Но и тут не всё так просто, потому как этот символ в одном сочинении используется по назначению, а в другом — в качестве «шутки юмора». Например, в «Пляске смерти» Ференца Листа — всё монументально и серьезно. У Гектора Берлиоза в финале «Фантастической симфонии» — фантастично и гротескно. А у Камиля Сен-Санса — легко и изящно: композитор иронически трансформировал Dies Irae и с его помощью изобразил танцующие скелеты!
Одно из самых необычных появлений Dies Irae в массовой культуре — итальянский фильм 1968 года режиссёра Роберто Фаэнцы «Эскалация». В картине музыкальная тема смерти означает изменение сознания развращённого роскошью человека.
Продолжать историю Dies Irae можно довольно долго, но пальма первенства здесь принадлежит тому, с кого мы начали — Сергею Рахманинову. В его сознании тема Dies Irae каким-то непостижимым образом связалась с православным обиходным пением и стала означать и смерть, и рок, и возмездие, и расплату за грехи… В финале же «Симфонических танцев» — в сочетании с напевом «Благословен еси Господи» — Dies Irae символизирует Судный день и надежду на спасение.

Последние выпуски программы

«От любви до…», Или соперничество длиною в жизнь

У композитора по имени Людвиг ван Бетховен было несчастливое детство. А как иначе, если отец, ни на йоту не обладавший педагогическим талантом, вознамерился сделать из собственного отпрыска вундеркинда?!

Сила Бетховена, Или «что не услышал осёл»

Для человека по имени Людвиг ван Бетховен 7-е мая 1824 года было днём и силы, и правды. В тот день композитор лицезрел премьеру своей величайшей симфонии — Девятой. Именно «лицезрел», поскольку к тому моменту полностью потерял слух.

«Европейские гастроли», Или мир после Вавилонской башни

Окидывая взором музыкальную историю человечества, порой, утверждаешься в мысли, что библейская легенда о Вавилонской башне — правда. И возможно, когда-то давным-давно наши предки говорили на одном языке, пели одни и те же песни. И где-то на генетическом уровне остались воспоминания о былом единстве, свидетельство которому — музыка.