Dies Irae — День гнева

Выпуск 7
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
То, что вы сейчас слышите, — это торжественное окончание «Симфонических танцев» — последней партитуры Сергея Васильевича Рахманинова. Год создания — 1940. Идёт Вторая мировая война.
Изначальные названия трёх частей «Танцев» — «День», «Сумерки», «Полночь» — Рахманинов, в конечном счёте, отбросил и вообще не особенно распространялся по поводу деталей содержания. Здесь всё спрятано в тайных музыкальных смыслах, которые не так-то легко расшифровать.
Третья часть — «Полночь». Почему этот «Симфонический танец» напоминает борьбу, а не примирение или традиционное для любого финала торжество? Давайте вслушаемся.
Dies Irae — День гнева
Григорианский распев Dies Irae — День гнева — музыкальное воплощение многовековой идеи смерти, суда и возмездия. Считается, что Dies Irae сочинил францисканский монах XIII века Фома Челанский. Хотя, возможно, мелодия появилась ещё раньше. Здесь все страхи Судного дня — и агнцы, и козлища, и всё остальное — аккурат в стиле морализаторских средневековых «ужастиков». Столетиями напев Dies Irae композиторы использовали в заупокойных мессах, а потом…
А потом получилось так, что мелодия оторвалась от текста и стала устойчивым символом смерти. Но и тут не всё так просто, потому как этот символ в одном сочинении используется по назначению, а в другом — в качестве «шутки юмора». Например, в «Пляске смерти» Ференца Листа — всё монументально и серьезно. У Гектора Берлиоза в финале «Фантастической симфонии» — фантастично и гротескно. А у Камиля Сен-Санса — легко и изящно: композитор иронически трансформировал Dies Irae и с его помощью изобразил танцующие скелеты!
Одно из самых необычных появлений Dies Irae в массовой культуре — итальянский фильм 1968 года режиссёра Роберто Фаэнцы «Эскалация». В картине музыкальная тема смерти означает изменение сознания развращённого роскошью человека.
Продолжать историю Dies Irae можно довольно долго, но пальма первенства здесь принадлежит тому, с кого мы начали — Сергею Рахманинову. В его сознании тема Dies Irae каким-то непостижимым образом связалась с православным обиходным пением и стала означать и смерть, и рок, и возмездие, и расплату за грехи… В финале же «Симфонических танцев» — в сочетании с напевом «Благословен еси Господи» — Dies Irae символизирует Судный день и надежду на спасение.

Последние выпуски программы

«Ликвидация», Или в поисках истины

Каждого поклонника современного российского кинематографа эти звуки раз за разом погружают в атмосферу советской послевоенной Одессы: культовый сериал Сергея Урсуляка 2007 года «Ликвидация» с блистательными актёрскими работами Владимира Машкова и Михаила Пореченкова. История о борьбе с бандитизмом — в музыкальном оформлении композитора Энри Лолашвили.

Вирусный мотивчик, Или ловушка для гения

Яркое солнце, чистейшее безоблачное небо, благодатные песчаные пляжи и лазурные воды безбрежного моря… Картина идеального мира: Неаполь… Мечта и желанная цель любого путешественника! Конечно, в нынешнем стремительно меняющемся мире всё гораздо разнообразнее, динамичнее и приземлённее.

Фортепианное бельканто Шопена

«Любите ли вы оперу, как люблю её я?» — со всей уверенностью мог бы воскликнуть польский романтик Фредерик Шопен. Оперу он обожал, в юности посещал все возможные спектакли в Оперном театре Варшавы, а позже — и Парижа, постоянно напевал любимые арии.