Dies Irae — День гнева

  • 10 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
То, что вы сейчас слышите, — это торжественное окончание «Симфонических танцев» — последней партитуры Сергея Васильевича Рахманинова. Год создания — 1940. Идёт Вторая мировая война.
Изначальные названия трёх частей «Танцев» — «День», «Сумерки», «Полночь» — Рахманинов, в конечном счёте, отбросил и вообще не особенно распространялся по поводу деталей содержания. Здесь всё спрятано в тайных музыкальных смыслах, которые не так-то легко расшифровать.
Третья часть — «Полночь». Почему этот «Симфонический танец» напоминает борьбу, а не примирение или традиционное для любого финала торжество? Давайте вслушаемся.
Dies Irae — День гнева
Григорианский распев Dies Irae — День гнева — музыкальное воплощение многовековой идеи смерти, суда и возмездия. Считается, что Dies Irae сочинил францисканский монах XIII века Фома Челанский. Хотя, возможно, мелодия появилась ещё раньше. Здесь все страхи Судного дня — и агнцы, и козлища, и всё остальное — аккурат в стиле морализаторских средневековых «ужастиков». Столетиями напев Dies Irae композиторы использовали в заупокойных мессах, а потом…
А потом получилось так, что мелодия оторвалась от текста и стала устойчивым символом смерти. Но и тут не всё так просто, потому как этот символ в одном сочинении используется по назначению, а в другом — в качестве «шутки юмора». Например, в «Пляске смерти» Ференца Листа — всё монументально и серьезно. У Гектора Берлиоза в финале «Фантастической симфонии» — фантастично и гротескно. А у Камиля Сен-Санса — легко и изящно: композитор иронически трансформировал Dies Irae и с его помощью изобразил танцующие скелеты!
Одно из самых необычных появлений Dies Irae в массовой культуре — итальянский фильм 1968 года режиссёра Роберто Фаэнцы «Эскалация». В картине музыкальная тема смерти означает изменение сознания развращённого роскошью человека.
Продолжать историю Dies Irae можно довольно долго, но пальма первенства здесь принадлежит тому, с кого мы начали — Сергею Рахманинову. В его сознании тема Dies Irae каким-то непостижимым образом связалась с православным обиходным пением и стала означать и смерть, и рок, и возмездие, и расплату за грехи… В финале же «Симфонических танцев» — в сочетании с напевом «Благословен еси Господи» — Dies Irae символизирует Судный день и надежду на спасение.

Последние выпуски программы

Мелодия на все времена

Затемнённая сцена, приглушенные голоса посетителей клуба, атмосфера релакса… и бесконечная импровизация короля кул-джаза, трубача Чета Бейкера. Кажется, мелодия не иссякнет никогда….

Притяжение Рахманинова

Русский композитор Сергей Рахманинов и представить не мог, как сильно его музыка повлияет на культуру страны, гражданство которой он принял на пороге смерти.

Канон замедленного действия

Это история о том, что всё новое — хорошо забытое старое. Один знаменитый продюсер однажды сказал, что современная популярная музыка последние полвека обязана всем именно ему — герою этого выпуска. Кто же он? Приглядимся.