Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» — абсолютный оперный хит, любимый номер всех русских теноров. Что уж говорить: тут и техника, и экспрессия, и высокие ноты, пронзающие сердца слушателей.
Только вот одна маленькая деталь. Тема арии на словах «Что день грядущий мне готовит» нота в ноту совпадает с мелодией пьесы Ференца Листа «Долина Обермана».
«Долина Обермана» — пьеса из цикла «Годы странствий» и прямая отсылка к роману «Оберман». Его написал французский писатель начала 19 века Этьенн де Сенанкур.
В основе сюжета — история жизни молодого человека, который — внимание! — не знает, что он такое, чего хочет, томится без причины и стремится неизвестно к чему. Согласитесь, прекрасное воплощение концепции «лишнего человека» в духе Печорина или Онегина. Хотя Сенанкур был раньше.
Лист чувствовал настроения эпохи превосходно! И увлёкшись романом «Оберман», в музыке он говорит о противоречивом внутреннем мире молодого человека, о его вечных сомнениях и страстных порывах. И делает это при помощи одного штриха: скорбной нисходящей мелодии. Её современники тотчас же окрестили «интонацией эпохи».
Интонация эпохи! Откровенно говоря, под описание героя Сенанкура более подходит Онегин, но мелодия-то совпадает с арией Ленского! Именно так. Но становится понятным, откуда у Пушкина и Чайковского этот «Владимир Ленский» — красивый брюнет с длинными кудрявыми волосами и сентиментальной арией «Куда-куда вы удалились».
Ленский — это портрет молодого человека 19 века с его стенаниями, мольбами, влюблённостями и смертельным отчаянием! Типично романтический характер! Не известно, слышал ли Чайковский пьесу Листа «Долина Обермана», но «интонацию эпохи» Пётр Ильич уловил безошибочно.
Продолжением у того же Чайковского стал «удлинённый» вариант уже знакомой нам мелодии — и опять-таки — ровно по тем же звукам, лишь с новой концовкой. Распрямлённая, тема превратилась в простую нисходящую гамму и стала символом шедевра — па-де-де из балета «Щелкунчик».