Аппликатура

Выпуск 161
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Есть в исполнительском искусстве такой красивый и на первый взгляд непонятный термин: аппликатура. Проще говоря — какими пальцами берутся ноты. Слово «аппликатура» родственно слову «аппликация», и оба они происходят от латинского корня «прикладывать».
Аппликатуры есть у всех инструментов, где играют с помощью пальцев. Конечно, у певцов аппликатуры быть не может.
Аппликатура
Фортепианная аппликатура — это целая огромная область исполнительского мастерства. С самых первых уроков педагог следит и показывает, какими пальцами надо играть, то есть сразу подбирает грамотную, правильную аппликатуру. Есть понятие «аппликатурные принципы». Например, мы стараемся не ставить первый палец (то есть большой палец) на чёрные клавиши. Это обусловлено и физиологией руки, и конструкцией клавиатуры.
Конечно, из всякого правила есть исключения, а старые мастера, дотошно следя за аппликатурой ученика, потом внезапно могли извлечь парадоксальную мудрость: «играй хоть носом, лишь бы звучало».
У каждого пальца своя роль, свое «творческое амплуа» в зависимости от его физиологии. Один длиннее, другой короче; один толще, другой тоньше. Вырисовывается такая картина: первый, большой палец — самый короткий, толстый, в гамме самый проблемный из-за своей отличающейся длины, но зато и самый сильный. Если нужен резкий акцент — это к нему. Также он довольно ловкий и умеет хорошо попадать на отдельные дальние клавиши; но бывает и грубоват. Второй, указательный — чуткий, точный, один из самых универсальных — он и сильный, и ловкий. Третий, средний — опорный, певучий, с него хорошо начинать мелодию красивым звуком. А вот его сосед, четвёртый — безымянный — самый слабенький и проблемный. У него нет своего отдельного сухожилия, он прикреплён связкой к третьему и поэтому недостаточно самостоятелен. А пятый — мизинец — самый светлый, звонкий, острый. Ему чаще всего доводится исполнять мелодическую линию, и он должен быть очень хорошо натренирован.
Аппликатура — это важная часть красочной и виртуозной палитры пианиста. К ней надо относиться уважительно и смолоду учиться её законам. Большие музыканты вырабатывают индивидуальную аппликатуру, оптимальную для строения своей руки. А пока мы учимся, можем пользоваться аппликатурой, предложенной редактором и напечатанной в нотах.

Последние выпуски программы

Отдых от инструмента

Эта тема становится актуальной каждое лето. Как быть с занятиями?

Всё под контролем

Существует немало признаков хорошей фортепианной игры.

Как войти в форму после перерыва

Мы все время от времени делаем перерывы в занятиях. Это может быть летний отдых или какие-то иные причины.

Поиск по сайту