Экспресс-знакомство

Выпуск 150
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Бывают в нашей жизни ситуации, когда на репетицию отводится буквально несколько минут. За эти минуты нужно успеть познакомиться с инструментом и с акустикой зала. Такие ситуации складываются на экзаменах, на конкурсах, на гала-концертах — везде, где есть множество участников и всем надо создать равные условия.
Итак, если нам предстоит очень короткая репетиция, её план надо продумать заранее. Выбрать из программы места с самой тихой и самой громкой звучностью, чтобы проверить одновременно и границы динамического диапазона рояля, и отклик акустики зала. Обязательно проверить пару самых виртуозных мест, чтобы почувствовать, насколько отзывчива клавиатура, как работает механика, не следует ли взять менее быстрый темп, чем обычно. Также проверяем кантилену, то есть певучие, мелодические фрагменты. Проверить надо и педаль: один из самых важных её параметров — как происходит снятие самого последнего звука пьесы. Хорошо отрегулированная педаль в совокупности с мастерством пианиста не даст струнам издать нелепый звук, напоминающий всхлипывание, а вот с плохо отрегулированной педалью даже мастер будет чувствовать себя максимально настороже.
Экспресс-знакомство
На конкурсах бывает, что на репетицию ставят сразу несколько роялей разных производителей, чтобы участник мог выбрать самый для себя подходящий. Например, на конкурсе имени Чайковского обычно выбирают из четырёх инструментов разных марок. Здесь самое важное — на каждом рояле сыграть один и тот же набор заранее продуманных фрагментов программы. Таким образом, сравнение будет максимально объективным. Но тут важно понимать, что на конкурсную сцену производители предоставляют свои самые совершенные инструменты, за которыми день и ночь следят и ухаживают самые лучшие фортепианные мастера. Это идеальные условия, это идеальные инструменты и тем сложнее сделать выбор — можно сказать, что это дело вкуса. И часто участники выбирают тот инструмент, с которым чаще всего встречаются в своей повседневной жизни. А у кого-то есть дружеские контакты с той или иной маркой и её менеджментом. Есть даже понятие: артист такой-то фирмы, её амбассадор. Это почетное звание от фирм-производителей роялей получают уже достигшие признания артисты, из раза в раз выбирающие конкретную марку.
Конечно, после очень короткой репетиции нельзя быть уверенным, что исполнитель узнал инструмент во всех подробностях. Вообще-то мы во время игры на сцене никогда не отключаем слуховой самоконтроль, но в этой ситуации мы должны быть ещё внимательнее к каждому звуку, исходящему из-под пальцев. Какие могут возникнуть проблемы звукоизвлечения? Звук может быть слишком грубым, или же отдельные ноты могут, как мы говорим, недозвучивать, или даже вовсе пропадать. Если случилась такая пропажа, пианист должен срочно включить максимум внимания и направить его в кончики пальцев, чтобы они будто бы нащупывали дно клавиши, уверенно опираясь на него. Красивый звук — это тактильно приятное ощущение! Тогда и в зале звук будет тянуться и петь. А если пианист словно бормочет что-то невнятное себе под нос или, наоборот, нещадно лупит по инструменту — это значит, репетиция пошла не впрок.
Опытный музыкант может сыграть и вовсе без репетиции, но это нежелательно. Гораздо спокойнее, когда с инструментом успело состояться краткое приятное знакомство!

Последние выпуски программы

Музыка тишины

Наш быт полон звуков. Даже сейчас, когда я воскресным утром пишу эти строки, за окном у меня ездят немногочисленные машины, из ближайшего храма раздается колокольный звон, поют птицы. Это всё становится привычным звуковым фоном, на который мы обычно даже не обращаем особого внимания.

Я себе не нравлюсь

«Я себе не нравлюсь…» Эту фразу произносит Святослав Рихтер в финале фильма «Рихтер непокорённый», снятого режиссёром Брюно Монсенжоном. Очень важная фраза. Очень серьёзный повод для размышлений — что такое самооценка артиста, от чего она зависит, возможна ли хоть какая-то объективность к самому себе?

Знакомство с новым роялем

Многие музыканты всегда играют на своём собственном инструменте, носят с собой скрипку, флейту, фагот, даже большую виолончель. Контрабасисты, правда, контрабас носят редко, обычно ограничиваются только смычком, зато — своим!