Моя камерная музыка

Выпуск 144
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории. В средних классах школы игра в ансамбле с каким-нибудь другим инструментом была подарком, радостью и бесконечным источником новых знаний. Мои партнёры-однокашники были очень требовательны к пианисту, так как привыкли, что на уроках по специальности с ними играет профессиональный взрослый концертмейстер. На всю жизнь запомню недовольное восклицание друга-скрипача: «играй, пожалуйста, потише — скрипка не тромбон!»
К старшим классам у меня сложилось трио, с которым мы съездили на гастроли в Японию. Трио просуществовало всего несколько месяцев, но это был очередной новый опыт и навыки. В студенчестве я, как обычно, не отказывалась ни от чего, что предлагала мне жизнь, а играть со мной хотели многие, и за годы учёбы в консерватории я переиграла много всякой музыки в очень разных составах — от фортепианного дуэта до квинтета.
Моя камерная музыка
На сегодняшний день камерная музыка для меня продолжает оставаться источником чистой радости, играю её и на всевозможных фестивалях, и в филармонических абонементах. Сложилось несколько постоянных ансамблей. Среди самых значимых для меня — наше трио с Никитой Борисоглебским и Сергеем Антоновым. Мы назвались «Трио солистов Московской филармонии», играли вместе более десяти лет, собрали обширный репертуар, наслаждались нашей музыкальной и человеческой дружбой, но, к сожалению, в определённый момент жизнь разбросала нас по разным странам. Тем не менее, я очень-очень надеюсь, что однажды наше трио возобновит свою деятельность.
Ещё один ансамбль, который приносит мне неизменное удовольствие — наш фортепианный дуэт с Александром Гиндиным. Если не брать в расчёт один студенческий опыт, я не очень хорошо знала секреты игры в фортепианном дуэте, а ведь это один из самых сложных видов ансамблевой игры для пианиста. Я была практически новичком в этом деле, а Александр наоборот: много лет он был партнёром выдающегося пианиста Николая Арнольдовича Петрова, который, в свою очередь, научил его многим тонкостям дуэтной игры, а Саша уже передавал мне эти знания. Наш дуэт существует уже немало лет, а иногда он превращается в более расширенный: существует на свете такой удивительный ансамбль, как квартет роялей. Выступления квартета роялей непросто организовать, не в каждом концертном зале найдутся четыре равнозначных рояля, но уж если такой концерт состоялся — это настоящий праздник, роскошное торжество фортепианного звука! Ещё один партнёр, с которым мне выдаётся радость выступать в фортепианном дуэте — замечательный пианист молодого поколения Константин Емельянов.
Творческая дружба нас связывает с виолончелистами Александром Князевым и Александром Раммом, с домристкой Екатериной Мочаловой, с кларнетистом Игорем Фёдоровым. Все они — удивительные музыканты, настоящая гордость отечественного исполнительского искусства. Выпадало мне счастье поиграть и с Вадимом Репиным
Я очень люблю камерную музыку, ведь она — как разговор, очень похожий на обычную дружескую беседу, только без слов. Причём разговор этот ведётся на самом доверительном уровне из всех возможных — в звуках невозможно, а главное, не нужно ничего скрывать, ничего стесняться. Поэтому не хочется играть с теми людьми, с кем ты не дружишь в жизни. Ведь и на репетициях, и на выступлениях вам предстоит вместе открыться друг другу в самой предельной степени искренности эмоций.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

С листа наизусть

Когда мы говорим, что мы что-то выучили, обычно подразумевается, что выучили наизусть. Конечно, проблемы игры наизусть — одни из самых актуальных для музыканта любого уровня, от самого начинающего до признанного мэтра.