Я не чураюсь современной академической музыки. Это знают композиторы, это знают организаторы концертов и музыкальные критики, это знает и публика. Давайте сегодня поговорим о том месте, которое современная музыка занимает на афишах, что она лично для меня, как её воспринимает слушатель.
Моим отношениям с современной музыкой чуть более 20 лет — отсчёт я веду с того момента, как состоялись мои первые мировые премьеры музыки Родиона Щедрина. С тех пор я часто раздумываю о процессах, совершающихся в композиторской среде — как в сообществе в целом, так и у отдельных авторов. И о взаимоотношениях новой музыки, ее исполнителей и слушателей, конечно, тоже постоянно думаю, поочередно ставя себя на место то исполнителя, то слушателя, и анализируя свои ощущения. Не считаю себя экспертом, всесторонне наслушанным и видящим всю полноту картины мира новой музыки, но тем не менее у меня есть определенный слой впечатлений, накопившийся за эти годы. К тому же мне время от времени доводится быть членом жюри композиторских конкурсов и однажды даже довелось быть исполнителем-иллюстратором конкурсного сочинения — фортепианного концерта. Это тоже показательный опыт, когда ты слышишь не только сочинения признанных мастеров, но и студенческие работы.
В результате я пришла к нескольким четким позициям. Первое: музыка, если это музыка, а не набор звуков, должна трогать исполнителя и слушателя за душу. Здесь ставлю не просто точку, а восклицательный знак! Музыка может быть написана разным языком, в разных стилях, но она должна вызывать живую трепетную эмоцию, и сейчас не идет речь о эмоции раздражения или изумления — как, и это тоже музыка?.. По неудивительному стечению обстоятельств, больше шансов добиться нужного эмоционального результата у той музыки, в которой есть гармония, есть мелодия. Поэтому я думаю, что часто хорошую музыку пишут для хора: там, где в качестве инструмента задействован человеческий голос, многоголосие — меньше шансов произвести на свет музыку расчетливую и холодную. Это не инструменты, которые, по мнению некоторых авторов, всё стерпят, и можно написать звукосочетания даже на компьютере, не зная природы инструмента; а как потом исполнитель будет это играть, не так заботит их. Итак, музыка имеет своей целью передачу живого чувства от сердца к сердцу.
Второе. Зачастую мы имеем дело со слуховой инерцией: это такое явление в восприятии новой музыки, которое иногда приводило к провалам премьер тех самых сочинений, которые впоследствии были признаны шедеврами. Новой музыке часто требуется время, чтобы найти свой путь к сердцам широкой публики. И даже профессионалы иногда ошибаются в оценках, и виной тому может стать плохое исполнение (вспомним Первую симфонию Рахманинова). Поэтому, чтобы не брать грех на душу, я как исполнитель всегда обязана сделать максимум возможного, чтобы представить публике новое сочинение в его лучшем виде. Даже если случилось так, что приходится по заказу исполнять произведение, которое мне не нравится — я обязана проявить максимум профессионализма по отношению к этой музыке и хоть на короткое время, но полюбить её. Бывает, что исполнитель своим мастерством и опытом может придать музыке больше смысла и чувства, чем в ней заложено. Это не беда, не обман слушателя. Не было такого, чтобы второразрядные сочинения остались в веках. Но дать сочинению шанс я просто обязана. Очень плохо, когда исполнитель портит великое сочинение, но еще хуже, когда он портит новое сочинение, которому только предстоит быть признанным великим.
Третье. Можно сыграть премьеру чего угодно, но не стоит брать сочинение в свой постоянный репертуар, если оно мне эстетически и духовно не близко. Вот это уже был бы обман слушателей. Но если мне встречается по-настоящему глубокая музыка, наполненная созвучными мне смыслами — такую музыку я буду играть и пропагандировать своей публике. От такой музыки мне доводилось видеть слёзы на глазах слушателей.
Содружество композитора и исполнителя — один из способов для нас, исполнителей, остаться в истории музыки. Если я как исполнитель могу вдохновить прекрасного автора на создание новой хорошей музыки — то значит, всё не зря.