Запись в студии

Выпуск 137
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Запись музыки в студии — один из самых закрытых для широкой публики процессов. Поэтому очень немногие меломаны и завсегдатаи концертных залов знают, как совершается звукозапись. Сейчас я вам расскажу на примере записи музыки для фортепиано соло.
Во-первых, что требуется для того, чтобы состоялась запись? Нужна студия с роялем в идеальном состоянии. Размер студии может быть любым; иногда в роли студии может выступить и концертный зал. Студия должна быть оборудована современным многоканальным звукорежиссёрским пультом и набором микрофонов. У рояля должен быть стул или банкетка, которая не скрипит и не издаёт никаких звуков! Это очень важно, в студии должна быть полная абсолютная тишина. И это не так просто, как кажется. У пианиста должна быть обувь, которая также не издаёт никаких звуков при соприкосновении с педалью или полом студии, а также максимально удобная одежда.
Запись в студии
Вместе с пианистом в студии работают еще несколько человек: это звукорежиссёр, звукооператор и фортепианный мастер, он же настройщик. Настройщик должен дежурить на протяжении всей сессии звукозаписи. Дело в том, что если хотя бы одна струна чуть расстроится, то вся остальная запись не будет иметь никакого смысла — качество её не будет соответствовать стандарту. Пианист находится за инструментом, больше в самой студии нет никого, все остальные участники находятся в аппаратной — то самое место, где установлен звукорежиссёрский пульт и компьютеры. Связь для общения между музыкантом и звукорежиссёром идет через микрофон и специальный динамик.
Итак, звукооператор и звукорежиссёр выставили все микрофоны, рояль настроен, пианист разыгрался и готов начинать запись. Сначала делается несколько проигрываний сочинения целиком, так называемые «целиковые дубли». Это основа для будущего монтажа. После первого или второго проигрывания пианист обычно идёт в аппаратную, чтобы прослушать результат и сразу сделать некоторые корректировки исполнения. А затем запись делается способом под названием «ледокол», то есть маленькими кусками. Берётся, например, первая пара страниц сочинения и повторяется много раз, пока все участники не останутся довольны. Руководит процессом звукорежиссёр, так как именно он слышит звуковой результат так, как он впоследствии будет звучать на записи. Один кусочек может быть проигран десятки раз! Затем берется следующий кусочек, но не встык, а с небольшим «захлёстом» от предыдущего кусочка. Это делается для того, чтобы впоследствии было легче монтировать один кусочек к другому, или к основе — тому самому «целиковому дублю». И так далее, все произведение разбивается на кусочки, каждый из которых записывается по многу раз, до достижения совершенства. В конце может быть принято решение сыграть еще один раз от начала до конца, чтобы ощутить целостность сочинения. Иногда работа прерывается — чтобы у пианиста отдохнули руки и голова, а у звукорежиссёра — уши и голова. В этот момент настройщик проверяет точность настройки рояля.
Когда весь звуковой материал записан, а это для одного диска обычно занимает несколько дней, начинается этап монтажа. В нотах к этому моменту стоит огромное количество пометок звукорежиссера: написаны номера дублей и стоит плюс, если дубль вышел хорошим, или минус, если дубль сыгран неудачно. Монтажёр на основе этих пометок собирает сочинение по кусочкам. Можно либо наклеивать «заплатки» на удачный целиковый дубль, как на основу, либо можно вовсе не использовать целиковый дубль, и просто по кусочкам собрать все сочинение, как пазл. Для монтажа существуют очень технически продвинутые компьютерные программы, и слушатель не замечает, где была сделана склейка двух разных кусочков. А склейкой она называется потому, что во времена записи на пленку физически разрезали и склеивали саму эту пленку. Сейчас, конечно, все записывается на цифровые носители.
Предварительный монтаж дают послушать пианисту, и он находит несколько мест, которые ему хотелось бы исправить, например, взять другой, более удачный дубль. Самое обидное, если случается так, что для конкретного фрагмента не существует ни одного дубля без помарок. Редко, но такое случается. Тогда выбирается наилучшее из несовершенного. И вот после этого совместного прослушивания монтаж уже считается окончательно утвержденным. После этапа монтажа есть еще этап мастеринга записи, но о нем я вам не смогу рассказать, потому что артист в нем участия не принимает.
А затем — дизайн обложки, тексты в буклет, и все остальное, что связано с выпуском собственно диска. Иногда даже не выпускают диск физически, запись выходит в свет только на цифровых платформах. Но, конечно, по привычке мы любим реальные диски, ведь очень приятно держать в руках и дарить друзьям свой новенький, свеженький диск.

Последние выпуски программы

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.

Музыка тишины

Наш быт полон звуков. Даже сейчас, когда я воскресным утром пишу эти строки, за окном у меня ездят немногочисленные машины, из ближайшего храма раздается колокольный звон, поют птицы. Это всё становится привычным звуковым фоном, на который мы обычно даже не обращаем особого внимания.

Я себе не нравлюсь

«Я себе не нравлюсь…» Эту фразу произносит Святослав Рихтер в финале фильма «Рихтер непокорённый», снятого режиссёром Брюно Монсенжоном. Очень важная фраза. Очень серьёзный повод для размышлений — что такое самооценка артиста, от чего она зависит, возможна ли хоть какая-то объективность к самому себе?