Чему меня научили
Выпуск 138
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Своих учителей я вспоминаю часто и всегда с искренней сердечной благодарностью. И задумалась, а чему главному научили меня они? Можно было бы ответить самой себе максимально в общем ключе: научили любить музыку, научили трудиться и не лениться, научили не пасовать перед трудностями и находиться в постоянном творческом поиске, научили никогда не успокаиваться и не почивать на лаврах, научили… и так далее и тому подобное. А главное, что всё это – правда. Просто это довольно известные и очевидные вещи, а мне меньше всего хотелось бы здесь прибегать к помощи штампов и банальностей. Поэтому я расскажу о совершенно конкретных вещах.
На разных этапах учиться нужно разному. Было бы странно от маленького ребёнка требовать глубоких творческих открытий. Поэтому в детстве самое важное – дать профессиональную школу, фундамент, на котором потом всю жизнь будет строиться здание мастерства. Насколько высоким будет это здание — зависеть будет от самого ученика.
В школе меня научили работе с авторским текстом. Нотный текст — это то, чему всё посвящено в искусстве исполнителя, и уважение к тексту, то есть к авторскому замыслу, должно быть максимальным. Ноты во время занятий всегда должны быть рядом, если они не стоят на пюпитре – значит, они где-то неподалёку, чтобы в любой момент можно было свериться с ними. В школе меня учили тому, что техническое мастерство – это важно, что художественный результат не может быть достигнут без целого мощного арсенала ремесленных (в высшем смысле этого слова) навыков и умений. Но и на голой технике далеко не уедешь, поэтому одновременно и неразрывно учили работать с образами, со звуком, учили осознавать, что для чего делается и как влияет на воплощение авторского замысла.
Учили, как разделить работу на разные этапы и составные части, учили вдумчиво выстраивать свои домашние занятия, а не просто бессмысленно гонять подряд одно и то же; долго и планомерно учили ставить цели в самостоятельной работе. Учили выходить на сцену, справляться с разными состояниями собственной психики, учили правильно выстраивать день выступления, чтобы к моменту выхода на сцену достигнуть нужной психологической и физической формы.
Учили уважению к профессии и инструменту: например, я никогда не смогу поставить на рояль стакан воды, не смогу сесть за инструмент в грязной уличной обуви, не буду писать в нотах ручкой – только карандашом. Мне больно, когда рояль используют не по назначению, и не смешно, когда любым музыкальным инструментам ради забавных кадров наносят вред.
А в консерватории и далее учили примерно тому же, но уже на новом уровне самосознания. Многое, чему учили меня в школе, встраивалось в подкорку, и взрослея, я начинала понимать, почему так, а не иначе. Эти моменты прозрений бывали очень яркими, и они продолжились, когда я уже сама начала преподавать. В старших классах и в студенчестве уже не «меня учили», а «я училась». И тому, кто сам хочет научиться, можно помочь, а тому, кто не хочет, не поможет даже самый великий педагог. Я училась искать своё, а не кем-то рекомендованное, я училась выражать свои эмоции так, чтобы не утонуть самой в их бурных волнах, я училась узнавать границы своих возможностей, одновременно раздвигая их, иногда не зная, что делаю невозможное. Я училась принимать неудачи как часть взрослой жизни, но до конца так и не научилась. Зато научилась различать «моё» и «не моё», и здесь мне тоже помогли мои учителя, которые подсвечивали мои сильные стороны, одновременно маскируя и устраняя недостатки. А самое главное, чему я научилась, или меня научили, это быть моим учителям за всё благодарной.