Рукописи для музея

  • 11 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В мае 2023 года в Российском национальном музее музыки состоялась необычная и очень красивая акция: композитор Родион Щедрин передал в дар музею ряд своих рукописей, недавно вышедших из-под его пера.
То, что музыка Щедрина, вне всякого сомнения, уже навсегда часть истории отечественной музыки — это свершившийся факт. Кстати, Щедрин не первый композитор, лично передавший музею часть своего творческого наследия. Как рассказал директор музея Михаил Аркадьевич Брызгалов, так поступил и Рахманинов, когда в начале 40-х годов Музей — тогда он еще назывался Музеем имени Николая Рубинштейна — с той же просьбой обратился и к Сергею Васильевичу. Он откликнулся, прислал рукописи некоторых своих сочинений, и это стало первым шагом к формированию богатейшего фонда рахманиновского наследия.
Рукописи для музея
Хотя мы и живём в 21 веке, и большинство композиторов свои произведения создаёт на компьютере, в случае Родиона Щедрина это в буквальном смысле именно рукописи. Рукописные ноты Щедрина эстетически красивы, его почерк разборчив и твёрд. По этим рукописям можно разучивать сочинения — и здесь я не голословна, мне неоднократно приходилось это делать как первому исполнителю некоторых фортепианных сочинений Родиона Константиновича. Как писал в своей «Автобиографии» Сергей Прокофьев, «композитор в ранней юности пишет грязно, потому что лучше не умеет; затем он старается писать чисто, чтобы его нотный текст могли разобрать переписчики; ну, а в старости он снова пишет грязно, потому что он уже признанный автор» (цитирую по памяти). Так вот, я не знаю, как писал Щедрин в юности, но в зрелый и поздний период его нотный почерк красив и легко узнаваем.
А вот что касается стилистики музыки Щедрина, то за его долгий творческий путь она неоднократно менялась. Он ворвался в мир большой музыки со своим искрящимся весельем народных попевок и частушек Первым фортепианным концертом, он стал широко известен благодаря своей киномузыке, включающей в себя самый всенародно любимый «хит» из всех его сочинений — жизнеутверждающую и одновременно немного лукавую песню «Не кочегары мы, не плотники» из кинофильма «Высота». Разрабатывание современного взгляда на русский фольклор в академических жанрах могло бы стать для него индивидуальной творческой манерой на многие годы, но развитие творческой воли Щедрина пошло совсем другим путём, проходя через увлечения актуальными на тот момент композиторскими техниками и их остроумным комбинированием. Например, уже во Втором фортепианном концерте есть и додекафония, и алеаторика, и очень стильный и изысканный джазовый эпизод, и даже забавная имитация работы настройщика рояля.
Один из моих любимых фрагментов музыки Щедрина — сцена прибытия поезда из балета «Анна Каренина». Это поразительно, как мастеру удалось средствами традиционных инструментов симфонического оркестра создать полную иллюзию реально приближающегося состава, ревёт отчаянный повторяющийся гудок, и поезд удаляется…
Поздний период у Щедрина — это многообразие тихих звучностей, шелестящих пассажей, долгих задумчивых аккордов. Эти музыкальные картины уже не фигуративны. Это музыка для очень подготовленного слушателя, бесконечно далёкая от зажигательных частушек юности маэстро.
Наше восприятие так устроено, что мы не всегда можем сразу определить истинную ценность того или иного явления в искусстве, на это требуются иногда десятилетия. Как следующие поколения услышат музыку позднего Щедрина, мы пока не знаем. Быть современниками выдающегося мастера ­— это ведь тоже ответственная задача.

Последние выпуски программы

Котики

Этот выпуск «Дневника пианистки» просто не мог не появиться на свет! Это будет совсем нетипичный выпуск. Очень домашний и личный.

Горные лыжи

Я всегда была уверена, что некоторые виды спорта — не для музыкантов.

Зачем мы выходим на сцену?

Существует огромное количество причин, по которым музыкант — юный или не очень — хочет выйти на сцену. Мотивации растут вместе с человеком.