Просто для себя

  • 20 сентября 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Ещё один очень частый вопрос, который интересует слушателей. «А вы играете дома просто так, для себя? И если да, то что вы играете?»
Наверное, я очень разочаровываю многих своим ответом. И тем не менее, я честно отвечаю: нет, для себя я дома не играю никогда и ничего, а если и случаются исключения, то они крайне редки, раз в несколько лет. Почему это так, сейчас объясню. Начну с того, как организован мой день? В идеале, конечно, нужно оставлять для занятий строго определённое время, желательно не меньше трёх-четырёх часов в день, можно и больше. Но это в идеале; а в реальности текущая жизнь всегда вносит свои коррективы. В один день перелёт, в другой день две разные репетиции, в третий день экзамен у студентов, в четвёртый день утром репетиция — вечером концерт, в пятый день просто навалились неотложные бытовые дела, и так далее, и тому подобное. В результате график занятий у меня определяется формулой «занимаюсь в любое время, когда есть такая возможность, неважно, где» — дома, в репетиционном классе, в другом городе, то есть — ловлю буквально любую возможность. Затем, учтём, что программы учатся или повторяются заранее, то есть, если, например, завтра я играю некую программу, это вовсе не значит, что сегодня я занимаюсь только завтрашним репертуаром; я параллельно готовлюсь и к тому концерту, который будет через три дня, и через неделю, и через две, и возможно, к тому, который будет через несколько недель или даже месяцев. Сроки подготовки программ тоже надо уметь рассчитать в зависимости от многих факторов. Например, если это Второй концерт Рахманинова, который я играю постоянно, то особой подготовки не требуется. А если это какая-то совершенно новая для меня музыка, то речь может идти о нескольких месяцах работы. Прибавим такой аспект, что нет предела стремления к совершенству. То есть, до самого выступления можно надеяться что-то улучшить в своём исполнении, а значит, надо продолжать заниматься своим текущим репертуаром.
Таким образом, времени не только не хватает на какую-то совсем постороннюю музыку «для себя», но его едва хватает даже на самые срочные и насущные текущие задачи. Но это не единственная причина, по которой я не играю дома для себя. Есть ещё такой вопрос: а что именно для себя играть? К сожалению, я не владею искусством импровизации. Если бы умела, то, возможно, играла бы в своё удовольствие какие-нибудь джазовые фантазии. И то не факт, что на это оставалось бы время. Ведь, помимо игры на инструменте, которая является для меня работой, пусть и очень любимой, я еще люблю читать книги, гулять, общаться с людьми, а ещё работа требует быть на связи, отвечать на рабочие письма, а ещё со мной происходит многое-многое другое, что и называется жизнью.
Сказать, что я жалею об отсутствии в моей жизни игры «для себя», я никак не могу. Мне нравится, когда у меня из-под рук выходит что-то удачное, а не просто читка с листа. А что-то удачное выходит тогда, когда я полностью уверена в себе и той музыке, которую я играю. Так что «для себя», в своё удовольствие я, конечно, играю. На хорошей генеральной репетиции, а ещё лучше — на удачном концерте!

Последние выпуски программы

Ни пуха ни пера!

Когда мне перед выходом на сцену говорят «ни пуха ни пера», я, конечно, знаю, что полагается отвечать. Но никогда так не отвечаю. Я совершенно серьёзно: не хочется заигрывать с нечистой силой перед выходом туда, где так нужна помощь светлых и высших энергий.

Насильно мил не будешь

Я стараюсь не играть музыку, в которую не влюблена. Иногда влюбленность приходит при первом знакомстве с сочинением, иногда она разгорается в процессе работы и проникновения в тайны устройства этой музыки.

Чего нельзя делать в день концерта

Я вам уже как-то рассказывала, как выглядит идеальный день концерта, как чаще всего выглядит реальный день концерта во всём многообразии обстоятельств, благоприятных и не очень. Но мы ещё ни разу не говорили о том, чего категорически нельзя делать в день концерта.