Как мы запоминаем наизусть такое количество текста?

Выпуск 44
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня обсудим ещё один из самых часто задаваемых вопросов: как же музыканты запоминают весь этот огромный объём нотного текста, ведь сольный концерт пианиста длится полтора часа чистой музыки, а в репертуаре столько разных сочинений?
Как мы запоминаем наизусть такое количество текста?
На самом деле ответ будет простой и ясный: я не знаю. Как-то запоминаем. Что-то запомнить легче, что-то очень сложно.
Конечно, в начале обучения запомнить требуется крошечные пьески длительностью несколько секунд. Чем дальше, тем сложнее и длиннее становится музыкальный материал.
Память очень важна для музыканта. Именно поэтому при проверке данных малышу обязательно даётся небольшой тест на запоминание: вслед за педагогом повторить маленький ритмический пример, прохлопать его в ладоши. Даже ещё не умея играть, уже тренируем память.
Музыкальный текст — это не случайная последовательность звуков. Все звуки особым образом организованы, так же как буквы алфавита организованы в слова, слова — в предложения, а предложения — в связный рассказ. Запомнить закономерности строения музыки помогают сольфеджио, теория музыки, гармония и другие предметы. В конечном итоге знание этих предметов позволяет быстрее находить в тексте знакомые сочетания звуков и понимать взаимосвязи — что за чем следует.
Помогает также знание закономерностей музыкальной формы. Зачастую некоторые эпизоды имеют повторное строение, и тогда требуется запомнить «поворотный момент»: в какую тональность надо смодулировать в конце повторяющегося эпизода. А то можно свернуть не туда, и будет как в сказке: «направо пойдёшь — коня потеряешь». Либо уйдёшь сразу на конец произведения, либо два раза повторишь одно и то же, уйдя на второй круг.
Все эти знания совершенно недостаточно объясняют процесс запоминания наизусть, потому что иной раз бывает так, что произведение запоминается как бы само, и ты не приложил к этому осознанных усилий. Но ведь на сцене эта спонтанность может и боком выйти. Поэтому осознанный подход хотя бы в ключевых моментах текста обязателен.
Почему так сложно запоминать современную музыку и обыкновенно её не играют без нот? Да вот именно потому, что в ней, условно говоря, буквы не складываются в хорошо знакомые слова, а располагаются в произвольном порядке. Зачастую нарушены привычные гармонические и мелодические тяготения. И логику этих звукосочетаний (если она есть) запоминать не так-то просто.
Ещё момент, ставящий пианистов и им подобных в более сложное положение. Фортепиано — инструмент многоголосный. Сложные многозвучные аккорды для нас обычное дело. И записывается музыка для фортепиано на двух строчках: для левой и для правой руки своя строка. Ещё такие многоголосные инструменты — все прочие клавишные, арфа, баян и аккордеон, маримба и ксилофон, некоторые другие. А струнные и духовые инструменты чаще всего ведут одноголосную, максимум двухголосную фактуру. Записывается их текст на одной строке, и количество нот в единицу времени у них в целом значительно меньше. А значит, и объёма памяти на сочинение требуется меньше.
Думаю, что я даже самой себе не ответила на вопрос, как всё-таки устроен механизм запоминания музыки. Практика — вот самый правильный ответ. Всего лишь какие-то ежедневные занятия много лет подряд — и всё получится.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.