По нотам или без нот?
Выпуск 43
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ещё один вопрос, который не только слушатели задают музыкантам, но даже и сами музыканты последнее время стали задавать себе чаще, чем прежде: когда играть по нотам, а когда — без них? Есть ли какие-то правила на эту тему или каждый решает сам?
Разберёмся.
Прежде всего, наизусть музыканты стали играть далеко не сразу. Собственно, не сразу появилась и профессия чистого исполнителя, пришедшая на смену композитору, исполняющему свои сочинения. Традиция играть наизусть сформировалась где-то ближе к началу XIX века, когда концерты виртуозов стали приобретать всё большую популярность у светской публики.
Сейчас же негласные правила в отношении использования нот выглядят так.
Оркестр всегда играет по нотам. Хор всегда поёт по нотам. Это большие коллективы, им нет смысла напрягать память. Исключение — хор в оперном спектакле: он участник сценического действия — какие уж тут ноты!
Дирижёр традиционно дирижирует по партитуре. В редчайших случаях — наизусть. Но это исключение из правила, а не наоборот.
Солист играет без нот. Будь то сольный концерт или исполнение с оркестром, солист играет наизусть. Оторвавшись от нотного текста, с одной стороны, музыкант получает боЈльшую свободу самовыражения, с другой — его так или иначе преследует страх забыть текст, что может вызвать даже больший стресс и скованность, чем наличие нот. Но правила есть правила: солисту положено играть наизусть.
Органист всегда играет по нотам. Исполнителю на органе помогает ассистент, переключающий регистры, и это тоже прописано в нотах.
Камерный ансамбль играет по нотам. К примеру, если пианист и скрипач играют вдвоём и у каждого стоят ноты, значит, они играют камерную музыку, где партнёры равноправны. А вот если у пианиста ноты есть, а у скрипача нет, это означает, что скрипач в данном случае солист, а пианист — аккомпаниатор.
Дальше начинаются исключения. Музыку, созданную начиная примерно с последней трети XX века, вполне можно играть по нотам. Она обычно написана сложным музыкальным языком, трудно запоминается, и усилия, необходимые для её запоминания, можно потратить с большей пользой. Хотя на конкурсах иногда требуется выучить специально написанную пьесу и исполнить её наизусть. Ну на то они и конкурсы… В реальной концертной практике это вовсе не обязательно.
Сейчас востребованные музыканты быстро сменяют города и страны, держат в руках и голове множество разных программ, и может случиться так, что для спокойствия будут стоять ноты даже хорошо известного сочинения: как я уже говорила, страх забыть на сцене текст — один из сильнейших стрессогенных факторов. Иной раз лучше поставить ноты, чем рисковать успехом концерта и терять драгоценные нервные клетки впустую. Святослав Рихтер в поздний период своей концертной деятельности играл по нотам, и как играл!
В конечном итоге сегодня становится личным выбором артиста, пользоваться нотами или нет. Конечно, свобода при игре без нот примерно похожа на то, прочтёте вы любимое стихотворение на память или по бумажке. Но и ставить в упрёк использование нот, пожалуй, не стоит.