БРОНЕНОСЕЦ ПОТЁМКИН

  • 7 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Когда 21 декабря 1925 года в Большом театре в Москве прошел первый показ фильма «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна, аккомпанемент состоял из музыки, написанной по другому поводу: увертюра «Робеспьер» Литольфа, увертюра Бетховена «Эгмонт» и фантазия Чайковского «Франческа да Римини». В дальнейшем, с выходом картины на большой экран, сопровождение могло меняться: это могли быть революционные и народные песни, например, Дубинушка как образ «народной стихии»…
Идея создать постоянное музыкальное оформление к фильму пришла в голову немцам при подготовке премьеры в Берлине. Для ее написания был приглашен австрийский композитор Эдмунд Майзель, еще до того утверждавший, что что хороший фильм достоин собственной музыки. Майзель сочинил партитуру «Потёмкин» с огромной скоростью, «за двенадцать дней и ночей». Дело в том, что помимо приближающегося крайнего срока, существовала постоянная угроза, что разрешение на показ фильма — слишком революционного по духу — будет отозвано, и это сделает все труды напрасными.
БРОНЕНОСЕЦ ПОТЁМКИН
Берлинская премьера имела феноменальный успех, и через несколько дней фильм уже шел в двадцати пяти кинотеатрах. Такому приему во многом способствовал волнующий эффект, который произвела на зрителей музыка. Она была удивительной, очень конкретной, взрывной, бьющей по нервам (с неумолкающими барабанами, каким-то свистом, лязганьем цепи) что даже в большей степени озаботило местных цензоров, чем содержание кинофильма.
«После того, как реакционная пресса назвала мою музыку подрывной из-за ее стремительного ритма, соответствующего действию, министр Больц в Вюртембергском ландтаге запретил ее как опасную для государства», — писал автор в дальнейшем. Как видим, в некоторых частях Германии именно музыка, а не фильм вызвала активность цензуры.
Эйзенштейну работа Майзеля настолько понравилась что он предложил композитору работу и в своем следующем проекте, «Октябрь», ведь композитор умел приводить звуки к ритмическому единству, соответствующему ритму изображения. Однако и в России такой подход нашли слишком авангардистским. А вскоре, в 30-м году, Майзель умер. Партитура Потёмкина не сохранилась, но попытки ее реконструкции предпринимались неоднократно. Последняя из них принадлежит музыкантам ансамбля Персимфанс, сыгравшим эту нервную и резкую музыку в 2019 году в Москве.
Броненосец Потемкин, Сергей Эйзенштейн, 1925 г.

Последние выпуски программы

Прощание с Петербургом

В середине XIX века молодой австрийский композитор Иоганн Штраус неоднократно приезжал в Россию. Его концерты в Павловске, близ Петербурга, всегда проходили с неизменным успехом. В память о своем пребывании в России композитор написал вальс.

Осенняя соната

В начале фильма, пока плывут титры на фоне желто-багряных разводов, звучит умиротворяющая соната Генделя для флейты и клавесина. Осенняя соната, по мысли и ощущениям Ингмара Бергмана. Такое название носит его сороковой фильм.

Коко Шанель и Игорь Стравинский

Этот фильм примечателен уже своим началом. Он в деталях реконструирует первое скандальное представление балета «Весна священная» 29 мая 1913 года в парижском Театре Елисейских полей.