Поль Гоген. «Беседа»
18 июня 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Жаркий день. Под тенистыми деревьями сидят женщины и шепчутся. Вокруг — сказочные цветы, горячий воздух, яркая зелень. Поль Гоген очарован волшебным островом. Таити — место, где могут сбываться самые невероятные мечты и желания.
Эжен Анри Поль Гоген — скромный, но успешный биржевой маклер, служащий. У него всё хорошо: уютный дом, пять прелестных детей, очаровательная жена, отличная зарплата. Он спокойный, трудолюбивый, непьющий. Всё правильно складывается в жизни. Но иногда на просторах души его тревожат страсти и чаруют сны.
В один прекрасный день он бросает работу и решает начать рисовать. Он рисует мир новый, причудливый, наполненный тайнами. Его работы никто не покупает — непристойные, грубые мечты дикаря. Жена уходит от него с детьми и уезжает на родину, в Данию, а он всю жизнь будет писать ей трогательные письма, тосковать. Она все письма уничтожит. Он попытается объясниться:
«Моя кровь бурлит, не даёт мне покоя. Во мне сочетаются две личности. По крови я индеец, моя мать перуанка. А с другой стороны, я чувствительный, нервный, болезненный европеец. Как быть мне? Как усмирить свои страсти? Я уезжаю на Таити — маленький островок в южных морях, где можно жить без денег и где я твёрдо намерен забыть своё жалкое, ничтожное прошлое».
Ему сорок три года. Он болен и слаб. Но он надеется начать всё заново и встретить других людей, найти Эдемский сад.
Ему показалось, что он обрёл наконец спокойствие. Он может ни на что не отвлекаться и рисовать. Рисовать, наслаждаться каждым мгновением новой жизни.
Дружелюбие, доброта, радушие отличают жителей этих островов. Жить для них значит петь и любить. Гогена восхищают краски Эдемского сада. Они наполнены солнцем, жизнью, радостью.
Женщины похожи на таинственных богинь. Они грациозные, гибкие, горячие. Приближаешься к ним и чувствуешь волшебный, опьяняющий аромат терпкого сандала и душистых цветов. Они утром прыгают в море. Часами ныряют, удивляясь бесконечной красоте подводного царства. Потом долго сушат свои волнистые густые волосы, усаживаются вокруг дерева и неспешно беседуют, поют, мечтают. И день плавно и лениво превращается в тёмный благоухающий вечер. Скоро снова утро, и снова взойдёт солнце.
Любоваться женщинами, прислушиваться к их разговорам — это занимает Гогена. В их песнях есть что-то бесконечно таинственное, притягательное, манящее. Он записал старинную песню. Мелодия её напоминает Гогену оранжево-синий аккорд.
«Моё сердце поёт с флейтой в лад, звучащей то близко, то далеко. Прислушайся, не бойся времени. Люди исчезают, а земля остаётся».
Гоген, кажется, счастлив. «Я утрачиваю ощущение дней, часов, добра и зла. Всё хорошо, когда всё прекрасно».