Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов»
12 июня 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Его называли «адским». Ему, Питеру Брейгелю Младшему, сыну великого Питера Брейгеля, нравилось погружаться в мрак странных, мучительных образов, ужасов ада. «Слишком много страданий и печали вокруг нас. Слишком много тоски в нас самих».
Он никогда не видел своего отца: Брейгель Старший умер, когда Брейгелю Младшему было всего четыре года. Он даже не видел его работ. Только эскизы, наброски, рисунки. И, конечно, всегда рассказы о великом художнике.
Питера, его брата Яна и их сестру воспитывала бабушка — вдова известного художника, учителя Брейгеля Старшего. Она была умным, талантливым человеком и известным художником. Её миниатюры пользовались популярностью. Она учила внуков рисовать. «Всё, что мы видим, — отражение нашего внутреннего мира. Мы видим то, что есть в нашей душе. Поэтому берегите душу, заботьтесь о её чистоте». Этот урок дети запомнили на всю жизнь. Жили они в благополучии, в любви, в спокойствии.
Питер Брейгель Старший был образованным человеком, глубоко изучал философию, астрологию, музыку. У него была прекрасная библиотека. Особенно нравились ему книги греческих философов-стоиков. И дети, сыновья, подрастая, читали эти книги и даже видели заметки отца на их страницах.
Питер Младший начал копировать работы отца. Они удачно продавались. Он построил дом, женился, родились дети, уют, спокойствие. И кажется, он забывает о жутких и страшных видениях, которые когда-то тревожили его. Он полюбил пейзажи, сцены весёлой жизни, простейшие пьянки и пляски, которые любил изображать его гениальный отец. «Неудивительно, что у того, кто взирает на мир серьёзно, сердце надрывается от слёз. Но если, подобно Демокриту, смотреть на мир легко, то можно лопнуть от смеха. Так мир фокусничает».
Ван Дейк дружил с Питером Брейгелем Младшим и рисовал его. Мы видим на портрете привлекательного молодого человека — красивого, чуть печального, чуть высокомерного. Они разговаривали, может быть, о том, что во всех работах Брейгеля Старшего таится гораздо больше, чем изображено. И эту тайну стремился передать в своих копиях его сын. Это не копии в прямом смысле слова. Скорее это фантазии сына на темы, которые волновали его отца.
В Эрмитаже хранятся пять копий Питера Брейгеля Младшего. Одна из них — «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже».
Вновь холодно. Земля твердеет, подмерзая. Люди, крошечные создания, суетятся, бегают, торгуют-покупают, смеются, ссорятся. И их даже не очень удивляют странники в ярких нарядных одеждах. Но, обратив внимание на удивительных персонажей, присмотревшись к ним, они вдруг замечают у себя во дворе маленькую дверцу в бедный вертеп.
Мы часто не замечаем чудес, которые рядом с нами. Но чудеса, несмотря ни на что, всё равно помогают нам. Они утешают, радуют, они дарят надежду.
Рихард Штраус говорил, что его «Тиль Уленшпигель» — симфоническая поэма о проделках хитроумного нищего бродяги Тиля — навеяна образами Брейгеля.
«Они кажутся такими простыми, обыкновенными, весёлыми. Но если внимательно вглядеться, то они совсем не такие, как кажутся. Маленькие, крошечные, бессмысленные, казалось бы, люди. Их много, их не замечаешь. Но чем дольше глядишь на них, тем вдруг яснее начинаешь различать лица».
На музыку Штрауса Вацлав Нижинский поставил балет «Тиль Уленшпигель» в 1916 году.
Пройдут годы, и Николай Каретников напишет оперу «Тиль Уленшпигель». Он говорил: «Брейгель помогает сочинять. И, может быть, хорошо, что мы в нашей суетной жизни не замечаем чудесного. Чудеса просто всегда с нами, и мы начинаем понимать, что за обычной жизнью кроется нечто большее, нечто необъяснимое и непостижимое».