Пауль Рубенс. «Вакх»
28 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Сергеевич Даргомыжский, добропорядочный, скромный, застенчивый, ни в чём легкомысленном никогда не замеченный человек, неожиданно увлёкся образом Вакха — бога вина, наслаждений, веселья — и сочинил оперу-балет «Торжествующий Вакх».
Вот он, вот сильный бог!
Вот Бахус… вечно юный!..
Поют неистовые девы;
Их сладострастные напевы
В сердца вливают жар любви…
Пушкинские строки очаровали композитора. А картина Рубенса заинтриговала. Он смотрел на картину в недоумении. С одной стороны, Вакх — образ вполне бесстыдный: обнажённый, толстый, рыхлый молодой человек в венке из роз, пьёт жадно вино, кружатся нимфы и сатиры, и соблазнительная Ариадна обнимает его и подливает огненный нектар. Но без Бахуса нет Венериных утех.
Интересно, что в то время, когда Рубенс писал своего сладострастного «Вакха», в Антверпене шла жестокая борьба против увлечения граждан излишествами, против обжорства, пьянства. Большинство людей упражняется лишь в питье и в обильной еде. И вот в разгар этой жестокой борьбы Рубенс, знаменитый, всеми уважаемый гражданин города, пишет своего «Вакха». Зачем?
Конечно же, это вызов. Но, если вдуматься, Вакх, он же Дионис, — младший из олимпийских богов. Он не только поощрял веселье и озорство, но и почитался как великий бог вдохновения и блаженного экстаза. Бешено ярый, добрый бык. Его часто изображали в виде быка или человека с рогами, потому что рога — символ власти, могущества. Когда появлялся Вакх, печали и тревоги уходили. Поэтому люди всегда его ждали, восторженно приветствовали. Он дарил радость жизни.
Однажды он увидел девушку. Она плакала: её бросил возлюбленный. И тогда, чтобы утешить её, он подарил ей корону из сверкающих звёзд. Иногда надо забыть, чтобы жить. Вакх и Ариадна соединили свои судьбы. И когда она умерла, он бросил корону в небо. Так появилось созвездие Ариадны. Её свет напоминает нам о любви озорного бога.
Вакх горевал. Юпитер пожалел его и утешил — подарил Ариадне бессмертие.
Реальное — частный случай фантастического. Рубенс говорил, что часто обращается к Вакху за советом — к нему, богу художников, алхимиков, поэтов, — потому что у души свой путь, и тело невозможно без души, так же как и душа невозможна без тела. Нет миров. Есть мир. И Вакх учит нас приветствовать все дары этой великолепной иллюзии, которую мы называем жизнью.
«Бодрого духа проси, что не знает страха, — духа, не склонного к гневу».
Даргомыжский восхищался: как Рубенс ласкает холст и одним лёгким взмахом волшебной кисти открывает неожиданные смыслы!
Опера-балет Даргомыжского «Торжествующий Вакх» успеха не имела и была надолго отправлена в архив. Критики вздыхали: зачем композитору, уважаемому, солидному человеку, развлекаться безделицей, посвящённой легкомысленному Вакху? Александр Сергеевич, как всегда, скромно улыбался: разве дело в успехе? Всё дело в замысле, в божественном вдохновении, которое дарит Вакх.
Божественной струёю пенной
В честь Вакха, муз и красоты!..
Дайте чаши!
Несите свежие венцы!
Бежим на мирный бой, отважные бойцы!