Пауль Рубенс. «Венера и Адонис»

22 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Фламандский Рафаэль», «король художников и художник королей» называют Пауля Рубенса. Богатые мысли, согласие во всём, живые краски, лица, тела.
В Эрмитаже хранятся двадцать две работы великого мастера. Екатерина Вторая покупала его всегда с удовольствием и восторгом.
«Венера и Адонис» — одна из великолепнейших работ. Её упрекали в слишком явной чувственности, дерзкой и бесстыдно сладостной откровенности.
Венера. Самая красивая из всех богинь. Вечно юная, вечно пленительная, ты во всех вселяешь любовь, всех увлекаешь.
Богиня полюбит смертного — очаровательного принца Адониса. «Ложе нам стелет трава. Прилечь я хочу с тобою здесь, на земле!»
«Она, как уголь пламенный, красна. Он красен от стыда, но кровь его холодна».
Он любит охотиться в одиночестве, бродить по лесам и неохотно уступает страстным порывам богини. Пользуется каждой удобной минутой — убежать, скрыться от божественных ласк.
Охота была азартна и удачлива. Ему показалось, что он настиг огромного мощного кабана. Простые смертные доверчивы и часто желаемое принимают за действительность. Бог войны Арес, ревнивый муж Венеры, решился наказать Адониса и уничтожить противника. Раненый Адонис истекал кровью. Венера успела обнять его перед вечной разлукой и превратила кровь возлюбленного в хрупкие цветы — анемоны.
Горе Венеры мучительно. И она спускается в Аид, смиренно умоляет Персефону, хозяйку подземного мира, разрешить Адонису изредка возвращаться на землю. Персефона согласилась. С тех пор, как только появляются ранней весной нежные анемоны, Адонис возвращается, и сердца влюблённых вновь трепещут, кровь бурлит, люди жаждут любви весной.
Сюжет этот любили. Он увлекал многих художников, поэтов, музыкантов. Рубенс, тонкий ценитель музыки, наслаждался фантазией Монтеверди. Но больше всего ему нравился Алессандро Скарлатти и его восприятие мифа. Рубенс пытался в своей картине, так же как и Скарлатти, остановить одно-единственное мгновение: Венера, опьянённая страстью, пытается удержать Адониса. Она не хочет отпустить его на охоту, но любил Адонис травлю и презирал любовь. А кто презирает любовь, того боги наказывают.
Для Рубенса этот сюжет тоже важен и дорог. В этот момент, когда писал картину, он начинал новую жизнь. Он встретил очаровательную Елену Фурман. Ей шестнадцать лет, ему пятьдесят три года. Но он красив, энергичен, блестящ, умён, богат. «Я по-прежнему ловко держу ногу в стремени, и быстрый ход коня по-прежнему будоражит мою кровь. Я решил снова жениться, потому что не чувствую себя созревшим для воздержания и безбрачия».
Он женат, счастлив, спокоен и вновь в своей мастерской. Его роскошная Венера теперь похожа на одну земную женщину, возлюбленную жену — Елену. «Хотя мы и должны ставить воздержанность превыше всего, нам позволено давать законное удовлетворение своим чувствам, вознося господу хвалу за удовольствие, которое он нам подарил».
Елена, преданная жена художника, после смерти Рубенса испытала мучительное искушение — сжечь все картины мужа. Она стыдилась обнажённых пышных женщин, богинь. Она смотрела на них, будто бы смотрелась в зеркало. Духовник Рубенса, человек высоких нравственных принципов и безупречной репутации, всё-таки смог уговорить Елену не уничтожать шедевры, потому что в картинах Рубенса нет ничего недостойного. Бог красив и любит красивое.
Пауль Рубенс. «Венера и Адонис»

Последние выпуски программы

Колыванская ваза

«Царица ваз» – одна из самых прекрасных, загадочных и самых больших ваз в мире. В диаметре она более 5 метров, весит почти 20 тонн, высота – 2 метра 57 сантиметров.

Поль Гоген. «Женщина, держащая плод»

Эта девушка – фея Таити, острова свободных чувств и любви, – очаровывала Гогена и пугала. Что происходит в её душе? О чём думает она, ласковая и послушная? О чём молчит, чего боится?

Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама»

В Книге Бытия рассказывается о том, что Бог призвал Авраама, которого апостол Павел назовёт «отцом всех религий», принести своего любимого, единственного сына Исаака в жертву. Что же происходит?