Леонардо да Винчи. «Мадонна с младенцем»
14 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Природа любит тех, кто любит её. Только им она открывает самые сокровенные свои тайны.
Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи, маленького тосканского городка, был привлекательным молодым человеком и весьма уважаемым художником в роскошной и богатой Флоренции.
«Блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе».
У него нет возлюбленной. Плотские утехи не казались ему грешными. Он просто брезговал ими. Слишком они грубые, если бы не прелесть лиц.
Его так увлекала красота, что он мог, увидев красивого человека, забыть всё на свете и идти за ним, восхищаясь и радуясь. Красивые лица иногда снились ему. И он, боясь забыть их, рисовал в своём блокноте.
Леонардо божественно пел и играл на арфе. И игра его была так же возвышенна и прекрасна, как его живопись.
«Мадонна с цветком» («Мадонна с младенцем», Мадонна Бенуа) — одна из ранних его работ — удивляла тем, как привычный сюжет превратился в необыкновенную историю. Богоматерь ещё никто не осмеливался изображать так легко, просто, обыденно и в то же время божественно прекрасно.
Мария — совсем девочка, очаровательная, шаловливая. Она с нежностью смотрит на своего сына. Они улыбаются друг другу и играют с цветком. Всё в этой картине наполнено тайной, благоговением и повседневной жизнью.
Мария прекрасна, но она похожа на молодых красавиц Флоренции. У неё высокий лоб: по моде того времени сбривали часть волос на лбу, чтобы придать изящную высоту лицу. На ней обычная одежда: не красное платье и синий плащ, в которых принято изображать Деву Марию, а модное платье зеленовато-голубого шёлка и плащ золотисто-коричневого бархата. В руках цветок, самый простой, самый обыкновенный цветок — пастушья сумка, или, как его ещё называют, крестоцвет.
Вглядишься в эту сцену — мать и дитя. Но вдруг неожиданно печаль наполняет душу. И оказывается, каждая деталь имеет свой смысл. Простой цветок — крестоцвет — напоминает о страшной судьбе, о том пути, который выберет для себя ради нас этот весёлый и лукавый малыш. А горный хрусталь — символ слёз, которые предстоят любящей матери. Всё впереди: и горе, и страх, и спасение, и мучительный путь. Но сейчас, в это мгновение — счастье, безмятежность и чуть-чуть — лёгкая грусть.
Картина таинственным образом исчезла и неожиданно появится в России. Александр Петрович Сапожников, один из богатейших русских людей, владелец астраханских рыбных промыслов, ценил искусство и музыку, дружил с Пушкиным. Александр Петрович, конечно же, поделился с Пушкиным своим ценным приобретением — покупкой у коллекционера генерала Алексея Корсакова картины «Божья Матерь, держащая Предвечного младенца на левой руке».
Пройдёт почти полвека ещё, и внучка Сапожникова получит дивный образ в приданое. Она выйдет замуж за очаровательного, очень талантливого архитектора Леонтия Бенуа, и «Мадонна с цветком» станет называться «Мадонной Бенуа».
«Сейчас, когда на родине так грозно и тревожно, когда непонятно, чем закончатся для всех нас события этих лет, лучшее, что можно сделать для отечества, — не лишать родину сокровищ». И Сапожниковы продали Николаю II «Мадонну с цветком» для Эрмитажа.
«Мадонна» пережила войну, революцию, холод, разруху, блокаду — она жива.