Эдгар Дега. «Площадь Согласия»
7 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Площадь Согласия» попала в Эрмитаж после войны. Она — трофей и поэтому долгое время хранилась в строжайшей секретности. О ней не разрешали даже упоминать. В 1995 году этот шедевр наконец-то открыли, и мы увидели его.
У картины есть ещё одно название — «Виконт Лепик с дочерьми». Почему? Вглядимся — и нам откроются удивительные подробности, намёки.
«Не люблю фиакров, — говорил Дега. — Едешь — и никого, ничего не видишь. Я люблю разглядывать людей, поэтому хожу пешком. Я фланёр».
Смотреть на мир, не сливаясь с ним, — вот что отличает фланёра от обыкновенного пешехода и парижанина. И эти фланёры — герои «Площади Согласия», друзья Дега.
Виконт Лепик — близкий друг Дега, аристократ, меломан. Настоящий денди, человек с принципами. Он уклонился от военной службы: «Убивать — не в моём вкусе, господа». Он безупречен в спокойном равнодушии к утехам славы, как и Дега. «Слава и успех часто принимают форму паники, вам не кажется? Все победы и все поражения — в глубине нашей души».
Прогуливаться — забавная игра. В конце концов, считает художник, мы же созданы для того, чтобы смотреть друг на друга. На «Площади Согласия» ещё несколько любопытных персонажей.
Жюль Перро — интереснейший мужчина в модном костюме. Блестящий танцор, приятель Дега. Он мечтал танцевать принцев, но был слишком некрасив. Поэтому научился летать на сцене. Зефир с крыльями летучей мыши, он летал так быстро и прыгал так высоко, что публика не успевала разглядеть его лицо. Жюль Перро придумал одну из прекраснейших историй — балет «Жизель». Композитор Адан был так очарован этой фантазией, что написал музыку за девять дней. «Я спешил, — говорил он, — потому что боялся потерять мгновения восторга, которые овладели мной».
Великий хореограф Жюль Перро, которому будет аплодировать весь мир, женится на дочке русского купца, поселится в уютной провинции и умрёт на рыбалке от солнечного удара. Но это будет потом. Дега же рисует его молодым, сильным, влюблённым и чуть-чуть разочарованным. «Ты спрашиваешь меня, мой друг, — говорил Дега, — почему я не женат. Я слишком боюсь разочарований».
По площади Согласия прогуливаются ещё два симпатичных господина.
Людовик Алеви — известный писатель. Ему принадлежат блестящие либретто оперы «Кармен» и почти всех оперетт Оффенбаха: «Парижская жизнь», «Перикола», «Прекрасная Елена», «Синяя Борода». Он умел зловещее и страшное превратить в легкомысленное и радостное. В мире слишком много печали. Не стоит терять минуты радости.
Рядом с ним прогуливается и что-то энергично обсуждает Жак Оффенбах — Моцарт Елисейских Полей. Дега нравились необычные люди и необычные поступки. Оффенбах — страстный игрок и экстравагантный модник, обожавший пёстрые жилеты и чёрные галстуки. Оффенбах переживал, что он, композитор, сочинивший много прекрасной, нежной музыки, известен в Париже как автор канкана. Простецкая забавная мелодия, не более того. Дега утешал его: «Канкан — не плясочка, а страстный танец, соблазняющий богов, которые скучают на Олимпе».
«Площадь Согласия» — портрет в интерьере эпохи. Все элегантно прогуливаются, но, если приглядеться, все они идут в разные стороны и не замечают друг друга, все сами по себе. Может быть, это одна из самых озорных и светлых картин об одиночестве.
Наступает новый век. Всё чётко, ярко, а на самом деле очень зыбко, как только что прерванный сон.