Джорджоне. «Юдифь»
1 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Юдифь — весьма привлекательная взорам молодая богатая вдова. Славилась мудростью и скромностью.
Случилась беда. Ветилую — город, в котором она жила, — осадил могущественный и беспощадный воин Олоферн. Народ завыл, объятый страхом, и решил сдаться. Юдифь возмутилась и придумала план — жестокий, хитроумный. Она украсила себя, чтобы прельстить глаза мужчины, с большим риском пробралась в лагерь врага, назвала себя пророчицей, пожелавшей предсказать исход сражения. Олоферн очарован умом и прелестью и в честь гостьи устраивает пир. Он сильно желал сойтись с нею и обольстить. Но в этот вечер он слишком много выпил, от вина и ласк захмелел и крепко заснул. Юдифь взяла меч и отрубила голову Олоферну. Бросила её в мешок и ночью вернулась в город. «Вот голова вождя сирийского войска. Лицо моё прельстило Олоферна, но он не сделал со мной постыдного и скверного греха. Голову вывесили на крепостной стене, войско ассирийцев в ужасе бежало. Юдифь тихо прожила в своём городке и покинула мир в сто пять лет, окружённая вниманием, почётом, уважением.
Добродетель всё побеждает. Но подвиг ли убийство? Многих художников тревожил этот вопрос. У Джорджоне Юдифь печальна, растерянна. Возможно ли простить ту ночь себе и обрести покой?
Джорджоне мучительно размышлял. Когда он думал, то любил играть на лютне. Он говорил, что видит музыку. У каждой ноты свой цвет.
Его можно услышать. Он соединял краски, как мелодии, и музыка превращалась в живопись. Если вглядеться в образ его Юдифи, можно услышать страстную, нервную, мучительную мелодию невыносимой тоски.
Джорджоне услаждал слух друзей игрой на лютне и пением. Его музицирование называли божественным. Конечно, он был странным человеком. Ему нравился дождь, туман. Он не терпел людей в своей мастерской, был молчалив, ел и пил умеренно, был уверен, что частое общение с прекрасными женщинами вызывает немощь и дрожание рук. Но кто ж не странен?
Восхищал он современников благородством, честностью, трудолюбием и великим даром. Он создал неведомую ранее смесь красок, настолько мягкую и выразительную, что под его кистью плоть насыщалась свежей кровью.
«Юдифь» была для него особенной картиной. Он не показывал её даже близким людям. Не хотел расставаться с ней, прятал её и берёг, как тайну.
В 1510 году в Венеции свирепствовала чума. Джорджоне погиб. Его нашли мёртвым в мастерской. Все его вещи и картины выбросили и должны были сжечь. Но друзьям удалось спасти несколько работ, и среди них была «Юдифь». Холст чуть разорван. Облик героини повреждён. Но Тициан, ученик и друг, решился подправить картину.
Прошли века. О судьбе картины долго ничего не знали. По совету Дидро Екатерина Великая купила несколько работ из собрания знаменитого парижского коллекционера Пьера Кроза и увидела «Юдифь». Императрица устраивала во дворце особенные вечера. Эти вечера посвящались великому творению. В благоговейной тишине при свете свечей Юдифь позволяла любоваться собой.
В XX веке, точнее в 1971 году, после долгой реставрации картина открылась. Новые тайны, новые вопросы, как много лет назад, тревожат нас. Джорджоне, ты сумел показать нам чудеса живой живописи.