Джорджоне. «Юдифь»

  • 1 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Юдифь — весьма привлекательная взорам молодая богатая вдова. Славилась мудростью и скромностью.
Случилась беда. Ветилую — город, в котором она жила, — осадил могущественный и беспощадный воин Олоферн. Народ завыл, объятый страхом, и решил сдаться. Юдифь возмутилась и придумала план — жестокий, хитроумный. Она украсила себя, чтобы прельстить глаза мужчины, с большим риском пробралась в лагерь врага, назвала себя пророчицей, пожелавшей предсказать исход сражения. Олоферн очарован умом и прелестью и в честь гостьи устраивает пир. Он сильно желал сойтись с нею и обольстить. Но в этот вечер он слишком много выпил, от вина и ласк захмелел и крепко заснул. Юдифь взяла меч и отрубила голову Олоферну. Бросила её в мешок и ночью вернулась в город. «Вот голова вождя сирийского войска. Лицо моё прельстило Олоферна, но он не сделал со мной постыдного и скверного греха. Голову вывесили на крепостной стене, войско ассирийцев в ужасе бежало. Юдифь тихо прожила в своём городке и покинула мир в сто пять лет, окружённая вниманием, почётом, уважением.
Джорджоне. «Юдифь»
Добродетель всё побеждает. Но подвиг ли убийство? Многих художников тревожил этот вопрос. У Джорджоне Юдифь печальна, растерянна. Возможно ли простить ту ночь себе и обрести покой?
Джорджоне мучительно размышлял. Когда он думал, то любил играть на лютне. Он говорил, что видит музыку. У каждой ноты свой цвет.
Его можно услышать. Он соединял краски, как мелодии, и музыка превращалась в живопись. Если вглядеться в образ его Юдифи, можно услышать страстную, нервную, мучительную мелодию невыносимой тоски.
Джорджоне услаждал слух друзей игрой на лютне и пением. Его музицирование называли божественным. Конечно, он был странным человеком. Ему нравился дождь, туман. Он не терпел людей в своей мастерской, был молчалив, ел и пил умеренно, был уверен, что частое общение с прекрасными женщинами вызывает немощь и дрожание рук. Но кто ж не странен?
Восхищал он современников благородством, честностью, трудолюбием и великим даром. Он создал неведомую ранее смесь красок, настолько мягкую и выразительную, что под его кистью плоть насыщалась свежей кровью.
«Юдифь» была для него особенной картиной. Он не показывал её даже близким людям. Не хотел расставаться с ней, прятал её и берёг, как тайну.
В 1510 году в Венеции свирепствовала чума. Джорджоне погиб. Его нашли мёртвым в мастерской. Все его вещи и картины выбросили и должны были сжечь. Но друзьям удалось спасти несколько работ, и среди них была «Юдифь». Холст чуть разорван. Облик героини повреждён. Но Тициан, ученик и друг, решился подправить картину.
Прошли века. О судьбе картины долго ничего не знали. По совету Дидро Екатерина Великая купила несколько работ из собрания знаменитого парижского коллекционера Пьера Кроза и увидела «Юдифь». Императрица устраивала во дворце особенные вечера. Эти вечера посвящались великому творению. В благоговейной тишине при свете свечей Юдифь позволяла любоваться собой.
В XX веке, точнее в 1971 году, после долгой реставрации картина открылась. Новые тайны, новые вопросы, как много лет назад, тревожат нас. Джорджоне, ты сумел показать нам чудеса живой живописи.

Последние выпуски программы

Колыванская ваза

«Царица ваз» – одна из самых прекрасных, загадочных и самых больших ваз в мире. В диаметре она более 5 метров, весит почти 20 тонн, высота – 2 метра 57 сантиметров.

Поль Гоген. «Женщина, держащая плод»

Эта девушка – фея Таити, острова свободных чувств и любви, – очаровывала Гогена и пугала. Что происходит в её душе? О чём думает она, ласковая и послушная? О чём молчит, чего боится?

Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама»

В Книге Бытия рассказывается о том, что Бог призвал Авраама, которого апостол Павел назовёт «отцом всех религий», принести своего любимого, единственного сына Исаака в жертву. Что же происходит?