Рембрандт Харменс ван Рейн. «Даная»
24 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Прекрасная Даная. В её судьбе всё странно, таинственно, печально.
Греческий царь Акрисий узнал мрачное предсказание: его убьёт сын любимой дочери Данаи. В страхе заключил он свою любимую дочь в подземный дворец. Мир больше не увидит Данаю, а Даная не увидит мира. Царь спасён — никаких внуков.
Богам смешны страхи людей. Для богов нет преград. Могущественный Зевс, пленённый красотой Данаи, превратился в золотой дождь и, пылающий страстью, овладел красавицей. Через девять месяцев родился очаровательный мальчишка — Персей. Любовь, сверкающая, всё преображающая в судьбах людей, торжествует вопреки всем запретам.
Рембрандт рисует свою любимую жену Саскию — пленительный образ его фантазий, мечтаний, счастливейших воспоминаний. На картине молодая прелестная женщина нарядно обнажена. Всё в её движениях напоминает о блаженстве.
Пройдёт десять лет, и Рембрандт уничтожит всё, что так радовало и восхищало его. Прекрасное лицо жены, жемчужные бусы, которые она так любила, смеющийся Амур, золотой волшебный дождь — всё уйдёт. Рембрандт перепишет картину.
Много трагических событий произошло за эти десять лет. Саския умерла, умерли дети, друзья, родные. Рембрандт знаменит, богат, но мучительно одинок. Отчаяние сломило его дух. В доме всем заправляет кормилица сына Титуса. Она теперь хозяйка дома и судьбы Рембрандта. Она ревнует, требует закрасить картину и нарисовать всё заново. Лицо любимой нежной Саскии постепенно приобретает новые черты — грубые, властные, дерзкие.
Всё изменилось в жизни Рембрандта, и всё изменилось в его картине. Она теперь наполнена печалью. Очаровательный Амур плачет. Он понимает: любовь Зевса мгновенна и улетает навсегда. Остались лишь воспоминания. Изумрудное кольцо — знак невинности и соединения с божеством. Туфли, брошенные у кровати, — символ женской покорности и смирения перед причудами судьбы.
Ночь прошла. Бог покинул красавицу. Осталось лишь сияние, напоминающее о любви.
Верная служанка с интересом и сочувствием смотрит на свою госпожу. Но женщина ли эта служанка? Если вглядеться, увидим на её голове роскошный бархатный берет — берет Рембрандта. А в руках ключ — символ мужской силы. Может быть, Рембрандт изобразил самого себя? Он растерянно смотрит, испуганно, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело…»
«В ожидании любовника», «Обнажённая» — так называли эту картину. Рембрандт сам никогда не давал названий своим работам. Картина долго странствовала по миру, украшала многие коллекции и наконец попала в Петербург.
«Я слишком жадная, чтобы отказываться от шедевров, — говорила Екатерина Великая. — И разве разумно пренебрегать Рембрандтом?»
Рихард Штраус, восхищённый и пленённый волшебной историей, сочинил прелестную и весёлую оперу — «Любовь Данаи». Штраус, примерный семьянин, упорный труженик, не склонный ни к каким экстравагантным поступкам и причудливым желаниям, по-своему обдумал этот сюжет. Золото золотом, сверкающие дожди дождями, они, конечно, прекрасны, но наступают моменты, и люди предпочитают живые чувства таинственным фантазиям. В любви боги не всегда обыгрывают смертных — так прочёл эту картину Рихард Штраус.