Тициан. «Святой Себастьян»
16 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Обнажённое тело божественно прекрасного юноши. Оно прижато к дереву. В напряжённой груди — не конвульсии физического страдания, а меланхолический экстаз, словно от звуков музыки.
«Святой Себастьян» — одна из последних работ Тициано Вечеллио.
Тициан любил тишину, уединение, молчание. Рано утром приходил в мастерскую, открывал настежь окна: света, больше света, солнца!
Ему девяносто лет. Он плохо видит, рука ослабла, еле держит кисть. Но образы волнуют, как в юности. Что может быть дороже жизни? Идеалы, которые требуют жертв, — нужны ли?
Старинная легенда. Император Диоклетиан повелел привязать воина Себастьяна в центре поля. И солдаты должны стрелять в него, пока стрелы не покроют его тело, и оно не станет похожим на дикобраза. Это жуткое наказание — за веру, за христианские идеалы. Себастьян гордо принял муки: «Цельтесь лучше. Ваши стрелы, принося мне смерть, приносят жизнь».
Себастьян приобрёл славу защитника от чумы и страшных эпидемий. Считается, что стрела — символ смерти. Но Себастьян безропотно принял их и тем самым отвёл смерть и болезни от людей. Вестники смерти превратились в вестников любви.
Тициан назвал картину «симфонией красочности».
«Краски, соединяясь таинственным образом, так же как звуки оркестра, обнажают самые сокровенные тайны вашей души».
Клод Дебюсси сочинил в 1911 году мистерию — «Мученичество Святого Себастьяна». «Я писал музыку так, если бы она была заказана церковью, но говорила о страстях и страданиях самого обыкновенного человека».
Себастьян — самый обнажённый мужчина в искусстве — вызывал и до сих пор вызывает яростные споры. Изображение его даже убирали из храмов: «Красивый нагой юноша вызывает грешные мысли, заразные для благочестивых женщин. Их начинают тревожить эротические фантазии».
Ужасна и прекрасна эта картина. Прощальный взгляд, вздох, ужас и восторг воспоминаний — реквием гения по уходящей жизни, смиренная репетиция страшных дней и великая надежда, что стрелы страдания превратятся в вестников радости.
Дебюсси говорил: «Тициан вдохновляет энергией жизни и силой душевных движений».
«Когда б не он, мы жили бы во мраке. И не познали б красоту земли».