Томас Гейнсборо. «Дама в голубом»
3 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Завтрашний день — старый плут. Он всегда сумеет провести вас».
Томас Гейнсборо, модный лондонский художник, не доверял будущему. Наслаждался только минутами дня сегодняшнего и украшал каждое мгновение жизни.
Музыку ценил он больше всего на свете. Звучание виолы и арфы, на которых он виртуозно играл, примиряло его с бешеной пляской жизни. Он говорил своему другу и любимому собеседнику Иоганну Кристиану Баху: «Пишу портреты, поскольку нужно на что-то жить; пейзажи, потому что люблю их писать; а музыкой занимаюсь по велению сердца. Меня тошнит от портретов, но что делать! Чем больше лиц я нарисую, тем больше куплю виол. И, может быть, когда-нибудь возьму виолу и отправлюсь далеко-далеко, в маленькую прелестную деревушку». Друзья улыбались, выпивали рюмочку доброго винца и с удовольствием музицировали.
Гейнсборо — человек весёлый, умный, добродушный. Считался самым быстрым художником в Англии. Говорили, что он за полтора часа может написать два очаровательных портрета. К нему выстраивались очереди.
«Удивляюсь этой безумной гонке: один дурак возникает вслед за другим, точно их укусила блоха. Всем хочется запечатлеться. Только одно заслуживает внимания в этих людях — их кошельки».
И Гейнсборо брался за кисть.
Гейнсборо увлёкся. Впервые. Ему не хотелось заканчивать работу и расставаться с моделью. Он медлил и медлил. Томас Гейнсборо был примерным семьянином, верным мужем, любящим отцом. Его никогда не тревожили бурные страсти. Но когда он увидел даму, ему показалось, что он услышал музыку небесных сфер. Будто ангелы запели!
Кто она? Столетия спорят — ответа нет.
Вполне возможно, она дерзкая авантюристка, которая выдавала себя за русскую княжну Тараканову. Но, скорее всего, она — знатная, богатая герцогиня Бофорт. Что мы знаем о ней? Герцогиня прожила долгую благополучную жизнь, родила тринадцать детей, много путешествовала.
Но, кто бы она ни была, в тот момент в мастерской Гейнсборо она превращалась в волшебное существо из прозрачного воздуха и лёгкого света. Художник писал не лицо, не кожу, а душу. Он работал неистово. Всегда писал длинной кистью, будто стегал холст. Ему нравилось работать в полутьме, постепенно впуская свет в мастерскую. Его завораживало пламя свечи и отблеск красного абажура: красный цвет придаёт драматизм лицам и предметам. Он любил прозрачность, лёгкость, поэтому купал бумагу и холст в молоке.
«Дама в голубом» никогда не состарится. Время будет дарить ей только молодость. Красота, погружённая в печаль, пленяет больше всего.
Алексей Хитрово, действительный статский советник, изящный поклонник искусства, влюбился в «Даму». За огромные деньги купил портрет. «Я смотрю в эти глаза каждый день. И совершенно счастлив!» Он не расставался с портретом. Но когда понял, что срок его жизни близится к концу, подарил портрет Эрмитажу — самое надёжное убежище для прекрасной дамы.
Гордая головка, чуть припухшие губы, царственная недоступность… Она смотрит в странную, известную только ей даль — даль иного мира и иной любви.