Пабло Пикассо. «Танец с покрывалом»
13 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Я стремлюсь к сходству, более глубокому, чем реальность».
Пикассо мечтал написать танец и увлечённо изучал волшебство движений. Ему нужна была натура. У него был приятель — врач-гинеколог. И он позволил художнику иногда надевать белый халат, называть себя ассистентом доктора, а значит, свободно беседовать с пациентами. Пикассо расспрашивал больных о самых интимных подробностях. Особенно ему нравилось разговаривать с танцовщицами, балеринами, актрисами.
Его поразила одна история. Молодая женщина страдала тяжёлой депрессией. Однажды ей привиделось, что она королева Тибета. Она тут же начала вести себя как настоящая королева. Она привыкла танцевать босиком и говорила, что настоящей королеве позволительны любые причуды. Этот королевский танец избавлял её от мрачных мыслей и депрессии. «Какое великолепное освобождение дарит фантазия и движение!» — размышлял Пикассо.
Мы живём в мире сказок и кошмаров. И где граница между фантазией и бредом? Мы танцуем, чтобы почувствовать себя свободными. Пикассо считал, что это сакральное действие.
«Танец с покрывалом». Ему нравилась идея таинственной закрытости мира. Покрывало — граница между землёй и небесами, занавес между тем, кто ищет, и тем, что он ищет.
«Саломея» Рихарда Штрауса очаровала Пикассо. Он считал, что его «Танец» может быть вариацией на тему, предложенную композитором, — «Танец семи покрывал».
Древние жрицы, чтобы приблизиться к тайне, к скрытому, сбрасывали одно за другим тончайшие покрывала, чтобы оставить на земле, в реальности, небольшую частичку себя, и, обнажившись, уходили от всего реального. Они преодолевали земное тяготение таким образом. Нагота — это начало новой жизни, и чистота, и свобода. И это освобождение от уз земных и воспоминаний.
«Любовь и страсть сплелись в судьбе. Огонь и страсть, тоска и ярость».
«Вы меня извините, но я, уважаемый художник, ничего не могу понять в ваших картинах. Таких вещей просто не существует». — «Вы не волнуйтесь, — Пикассо утешал разгневанного господина. — А вы понимаете китайский язык? Вот видите, нет. Но это же не значит, что он не существует. Искусство, господа, не может быть целомудренным и очевидным».
Нильс Бор восхищался «Танцем» Пикассо и говорил, что его кубический мир дарит физике новые возможности для размышлений.
«Искусство скорее покрывало, чем зеркало».