Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта»
20 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Пресвятая Дева сидит в комнате. Из открытых окон струится свет. Вдалеке — пустынный пейзаж. Она нежно смотрит на Младенца, а кудрявый малыш серьёзно глядит на нас. Мария кормит младенца грудью, а он с аппетитом вкушает молоко, насыщается силой.
«Мадонна кормящая» — одна из самых нежных и таинственных работ Леонардо. В ней много загадок, много символов, оттенков.
В начале 14-го века дамы высшего света ввели моду: не кормить грудью своих детей, это дурной тон. Появились кормилицы. Леонардо презирал это новшество. Ему казалось, что он помнит сладкое, чудное ощущение — его прикладывают к материнской груди.
В три года отец увёз его к себе, и с тех пор Леонардо никогда не видел матери, но всегда рисовал её облик в своих фантазиях. Образ женской красоты — это воспоминание о матери: высокий лоб, грустный взгляд, узкое, вытянутое лицо, медные волосы, лёгкая, загадочная улыбка… Этот образ будет всегда появляться в его картинах. Образ кормящей матери волновал его — нет сильнее близости.
Мария одета в традиционные для Богоматери одежды, но они символичны, а красная туника — красная, потому что цвет — символ крови, жертвы, но и решительности, смелости, Божьей любви, победы добра. Синий плащ напоминает о смирении, бессмертии, целомудрии. На голове Марии серая вуаль с чёрными полосками и золотыми блёстками. Золотистый оттенок говорит о благодати, радости, о Божественном откровении.
В руках у Младенца птичка, весёлая, пёстрая пташка — щегол.
Леонардо вспоминал сон: «Я почувствовал, как большая птица приближается ко мне. Она погладила перьями мои губы».
Леонардо утром приходил на птичий рынок, покупал птиц и тут же отпускал их на волю. Он много знал о птичьих повадках. Щегол вытащил колючку из тернового венца Христа. Капли крови Иисуса навсегда окрасили пёрышки щегла в ярко-пунцовый цвет. С тех пор щегол — символ жертвенности и верности.
Кто знает, тот понимает тайный язык знаков, и может почувствовать невидимое.
«Всякое искусство непрестанно стремится перейти в состояние чистой музыки», — говорил Леонардо да Винчи.
В 1864 году миланский герцог Антонио Литта предложил Александру Второму купить четыре старинные работы, которые достались ему в наследство. «Мадонна» — одна из них, прибыла в Эрмитаж и стала называться «Мадонна Литта».
Леонардо долго не мог закончить эту работу. Медлил и медлил, играл на арфе, размышлял. Он мечтал нарисовать воздух, аромат тумана, дыхание человека. В дневниках он строго приказывает себе: «Леонардо, ты должен показать! Тебе нужно изобразить! Прикажи себе немедленно!»
«Художник, — объяснял Леонардо — должен быть ровен, как зеркало, чтобы отобразить мир. Искусство требует больших усилий духа».
Герцог Литта, его богатый заказчик, торопил и торопил художника.
«Не тревожьтесь, — успокаивал его Леонардо — Я просто стремлюсь к совершенству».
Середина 1490-х годов