Статуя Юпитера. Скульптура I века нашей эры, эпоха Флавиев
12 сентября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Зевс приплыл в Петербург осенью 1861 года. Огромный, мощный, величественный. Он весит шестнадцать тонн, а высота его примерно пять метров. Александр II гордился приобретением: самая большая скульптура в мире!
«Зевс, меж богов величайший и лучший», бог неба, дневного света, грозы. Он отец всех богов. Зевс постоянно преобразует мир, порождая новых богов.
Он вселяет в людей радость, знание и сомнение. Юпитер никогда не показывал людям своего лика. Он лишь подавал знаки, лишь намекал.
Зевс, сидящий на троне. Голова его украшена оливковым венком. В правой руке Зевс держит богиню победы Нику, сделанную из золота и слоновой кости. В левой — знак власти, великолепный скипетр. Обувь и одежда Юпитера из золота. Престол тоже золотой, украшен драгоценностями.
Считается, что эта великолепная скульптура, найденная во время раскопок во дворце императора Домициана, — копия творения великого греческого скульптора Фидия. Говорили, что несчастлив тот, кому ни разу не удалось взглянуть на Зевса. Это седьмое чудо света.
Фидий творил в порыве вдохновения, которое возносило дух надо всем земным. Говорят, что Зевс спускался к Фидию, чтобы позировать ему. И когда работа была закончена, скульптор спросил бога: «Ты доволен?» Раздался гром: «Да».
Если человек, переживший много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанет перед статуей Юпитера, то он забудет обо всём тяжёлом и страшном, что несёт в себе человеческая жизнь.
Моцарт назвал свою последнюю, Сорок первую симфонию «Юпитер». Он назвал её так не случайно. Он не успел услышать это сочинение, но считал, что люди должны сделать так, чтобы боги присутствовали на земле, в нас самих. Мы — лишь часть божественного замысла. Но музыка помогает разгадать этот замысел.
Зевс-Юпитер, во что верить? Когда о вере спрашивают учёных, они отвечают: есть вера гражданина, вера философа и вера поэта. Гражданин говорит: Зевс — покровитель мира, власти, которого мы должны чтить. Философ спокойно замечает: Зевс — это мировой закон, вида и облика не имеющий. А поэт уточняет: Зевс — небесный царь, то и дело сбегающий от своей небесной царицы к земным женщинам то в образе быка, то в образе золотого дождя, то в виде лебедя, то ещё в каком-то облике. И все — и философ, и поэт, и гражданин — говорят правду. Только не нужно их смешивать.
Мудрый Сократ предлагал каждый день молиться Зевсу: «Зевс, даруй нам истинное благо независимо от того, просим мы о нём или нет, и отврати от нас зло даже в том случае, если мы его домогаемся».