Жан-Антуан Гудон. Скульптура «Вольтер, сидящий в кресле»
11 сентября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Господин Гудон, вероятно, единственный скульптор, умеющий передать взгляд человека, его глаза. Они живые, они смотрят на вас пронзительно, смеются, светятся».
Вольтер согласился позировать скульптору, пришёл в мастерскую и рассердился: слишком долго, нудно сидеть и смотреть в пустоту. Гудон нервничал. Великий философ был вялый, мрачный, раздражённый. Одним словом, работа не клеилась. Что делать?
Он подошёл и возложил на голову Вольтера лавровый венок. Вольтер оживился, усмехнулся, глаза заблестели, и он озорно шепнул скульптору: «Молодой человек, что вы творите? Мне восемьдесят четыре года, и я терпеть не могу лести! Бросьте этот венок мне в могилу!» Он встал и ушёл: «Прощайте, Фидий, я пошёл умирать».
Гудон был доволен. Приятно всё-таки, что его сравнили с гениальным греческим скульптором Фидием. А главное, за несколько минут ему всё-таки удалось уловить взгляд, усмешку, выражение лица Вольтера, его жесты. Старый секрет художника — застать свою модель врасплох, удивить её.
Гудон. Известный масон, кавалер ордена Почётного легиона. Был очень знаменит. Его ценили и уважали. Говорили, что его секрет в том, что он умеет сохранить облик людей и в мраморе передать их душу.
Хороший портрет о человеке говорит гораздо больше, чем воспоминания, легенды, истории о нём, слова. Слова слишком лукавы. Гудон с удовольствием возвращал жизнь людям в мраморе. Великие люди: Мирабо, Наполеон, Калиостро, Дидро, Глюк. «Вы дарите мрамору дыхание», — говорили о нём. Разнообразие Гудона поразительно. Он изображает величие, благородство, тонкий ум, гений, простодушие, игривость. И всё это — сообразно возрасту и характеру его моделей. А Гудон говорил: «Великими я называю лишь тех людей, кто оказал великие услуги человечеству».
30 марта 1778 года, через несколько дней после встречи Гудона и Вольтера, великий философ этот мир покинул. Гудон пришёл к нему в дом, как только узнал печальную весть, и сделал слепки лица и рук усопшего.
Скульптор работал над портретом Вольтера четыре года. Сделал несколько вариантов. Один отправил в Санкт-Петербург, Екатерине. Скульптуру торжественно встретили и поместили во дворце, на самом почётном месте — рядом с Аполлоном Бельведерским. Великие должны находиться рядом друг с другом. Им есть о чём поговорить.
Екатерина купила библиотеку Вольтера и расставила все его книги в том же порядке, в каком он когда-то расставил их у себя дома. В одной из ниш библиотеки поместили скульптуру Вольтера. «Жить — значит мыслить».
Началась новая жизнь Вольтера и его приключения. Екатерина, испугавшись Французской революции, всё-таки велела статую вольнодумца и озорника убрать с глаз долой, чтобы не смущать умы. Внук её, Александр I, вернёт статую на место. А Николай I терпеть не мог философа: «Уничтожьте эту старую хихикающую обезьяну!» Убрали.
Прошло время. Александр III вновь вернул Вольтера во дворец. Однажды ночью император, измученный бессонницей, бродил по дворцу. Слуги следовали за ним. Вдруг они услышали страшный крик и грохот. Прибежали — император был без сознания на полу. Очнувшись, Александр III в страхе прошептал: «Он… этот Вольтер… встаёт!» Вольтера вновь сослали.
Вернули философа в Эрмитаж только в 1917 году. И с тех пор он смотрит на нас и усмехается.
Верди, Россини любили этого язвительного ворчуна. Они говорили: «Он подарил много сюжетов и заставил нас о многом задуматься». Слушая «Танкреда» или «Семирамиду», мы думаем о времени, о себе, о жизни, о случайностях и о том, что каждый человек должен и может превратить свою жизнь в искусство.