Лукас Кранах Старший. «Венера и Амур»

  • 5 сентября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Бойся Купидонова сладострастия, иначе тобой завладеет Венера». Строгая надпись на картине предостерегает доверчивых людей.
Пленительная смуглая, черноволосая богиня любви Венера обнажена. Скандал в обществе! Впервые в Германии (да что в Германии, во всей Северной Европе) художник позволил себе, осмелился нарисовать и представить публике обнажённую, нагую женщину! Скандалы иногда полезны искусству. Они открывают закрытые двери, и то, что казалось невозможным, неожиданно становится приличным. Обнажённую натуру смелого Лукаса Кранаха полюбили, а публика привыкла.
Античный рассказ привлёк художника прелестью, и он решился миф сделать сюжетом своей картины. Ему понравилось играть с древними мифами. В них, оказывается, так много смыслов и так много причуд! Лукавая Венера нежно придерживает озорного Амура — маленького бога любви. Он хитро смотрит на нас и размышляет, в чьё сердце сейчас пустить стрелу. Простой, милый, очаровательный эпизод из жизни богов.
Но, если вдуматься, Кранах высказывал и отстаивал свои идеи, новые принципы в искусстве. Что сложного в простом мифе? В нём всё непросто. «Мы ищем опасных наслаждений, которые смешиваются с грустью и причиняют нам боль», — говорилось в одной старой немецкой поэме.
«Но стоит ли бояться печали? Есть ли смысл опасаться своих чувств? Может быть, каждый из нас достоин любви, счастья, очаровательных приключений? — говорил Кранах. — Не бойтесь проказ Венеры и Амура, но не теряйте головы. Будьте осторожны».
Друг реформатора Мартина Лютера художник Лукас Кранах, с одной стороны, разделял идеи реформации, а с другой — придерживался своих правил. Строгость, конечно, строгостью, но есть время и для наслаждений. Он умел слушать многих и дружить со многими. Католики ему были так же симпатичны, как и лютеране.
Кранах успешно соединял в своей жизни высокие задачи искусства и скромное служение. Он держал аптеку, небольшой художественный салон, торговал винами, антиквариатом, был верным слугой королю сорок пять лет. Он работал при дворе саксонского короля Фридриха Мудрого, считался одним из самых просвещённых и благородных людей своего века и получил за свою преданность и отличную службу фамильный герб: крылатая змея держит в пасти кольцо мудрости и бессмертия. Этот символ стал подписью художника. На его картинах именно этот символ мы видим, и мы по нему узнаём подлинность работ Кранаха.
Кранах считал, что музыка напоминает живопись загадочностью и чувственностью. «Венера и Амур» — любимейший сюжет опер и балетов. В одном балете, который назывался «Влияние семи планет», главные герои — Венера и Амур — воспевают мудрость светил, любовь и радость и обещают усеять путь всех влюблённых благоуханными цветами. Не бойтесь чувств и не отвергайте даров Венеры.
В 1769 году Екатерина II приобрела большую коллекцию — больше шестисот картин — у наследника саксонского министра графа Генриха фон Брюля. Императрица восхищалась работой Кранаха «Венера и Амур», и с тех пор Кранах сделался её любимым художником. «А главное, — говорила она, — какова мудрость! Женщины, их власть, их чувства и их превосходство над мужчинами: Венера обольстительна, но безжалостна, а маленький Амур всегда очень ловкий и меткий стрелок».

Последние выпуски программы

Колыванская ваза

«Царица ваз» – одна из самых прекрасных, загадочных и самых больших ваз в мире. В диаметре она более 5 метров, весит почти 20 тонн, высота – 2 метра 57 сантиметров.

Поль Гоген. «Женщина, держащая плод»

Эта девушка – фея Таити, острова свободных чувств и любви, – очаровывала Гогена и пугала. Что происходит в её душе? О чём думает она, ласковая и послушная? О чём молчит, чего боится?

Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама»

В Книге Бытия рассказывается о том, что Бог призвал Авраама, которого апостол Павел назовёт «отцом всех религий», принести своего любимого, единственного сына Исаака в жертву. Что же происходит?