Ван Дейк. Автопортрет

  • 4 сентября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Его называли баловнем судьбы. К его услугам было всё: талант, роскошь, почести, слава, удача, страсть и приключения. Всеми дарами он наслаждался с упоением и слишком щедро и слишком поспешно растратил их.
Антонис Ван Дейк. Что мы знаем о нём? Кто он? Что он знает о себе?
Вглядываться в себя — такое странное, страшное и таинственное занятие! Оно напоминает путешествие в далёкую неизвестную страну. Как там? Кто ты? Зачем ты здесь? Надолго ли?
Автопортрет Ван Дейка — один из шедевров живописи. Красивый, элегантный молодой человек смотрит на нас или, может быть, вглядывается в себя, смотрит на свою жизнь. Он любимый ученик великого Рубенса. Но в нём, конечно, больше нежности, сентиментальности, а иногда и более глубокого чувства, чем в учителе. Он не так пылок и никогда не бывает груб. Он не любит ничего резкого, откровенного. Он быстр, но никогда не бывает порывист. Он дитя нового, XVII века, и его влечёт изысканность, изящество.
Учитель и ученик расстаются. У Антониса свой путь. Он покидает Фландрию, уезжает в Италию. Он смотрит на мир иначе, по-другому. В нём больше лёгкости, сдержанности и виртуозности.
Из Италии он возвращается другим человеком. Он пытается понять себя и поверить в себя. Пишет свой автопортрет. Начинается новая эра в живописи, и человек с его желаниями, страстями, с его разочарованиями и сомнениями становится самым важным в искусстве. Художники стараются разгадать загадки личности.
Говорят, Ван Дейк был алхимиком, увлекался тайными знаниями и считал музыку главным предметом в воспитании нравственном.
Он вспоминает с нежностью свою матушку. Она вышивала дивные узоры на шёлке, и маленький Антонис копировал их красками на кусочках холста.
«Ты будешь художником, ты будешь знаменитым», — ласково говорила мать.
Она умирает. И строгий отец предпринимает всё, чтобы научить жить маленького Антониса, а главное — сделать его образованным. И он учится: он говорит на пяти языках, он знаком с основами теологии, он прекрасно знаком с математикой.
XVII век — век барокко, ценивший причудливую сложность и изящную утончённость во всём, век дерзкий, век, задающий слишком много трудных вопросов, на которые нет ответа.
Автопортрет — это всегда смелый поступок. Каким мы видим Ван Дейка? Что угадываем в нём?
Натура скорее воспламеняющаяся, чем горячая. Более чувственная, чем пылкая. Скорее беспорядочная, чем бурная. Облик скорее изнеженный, чем мужественный. В глазах — скрытая грусть и какая-то разочарованность, свойственная слишком увлекающимся людям.
И главное, когда смотришь на автопортрет Ван Дейка, понимаешь, что ничто и никто в этом мире не исчезнет, пока мы помним и пока помнят нас. Память — единственная река, которая течёт вспять.

Последние выпуски программы

Колыванская ваза

«Царица ваз» – одна из самых прекрасных, загадочных и самых больших ваз в мире. В диаметре она более 5 метров, весит почти 20 тонн, высота – 2 метра 57 сантиметров.

Поль Гоген. «Женщина, держащая плод»

Эта девушка – фея Таити, острова свободных чувств и любви, – очаровывала Гогена и пугала. Что происходит в её душе? О чём думает она, ласковая и послушная? О чём молчит, чего боится?

Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама»

В Книге Бытия рассказывается о том, что Бог призвал Авраама, которого апостол Павел назовёт «отцом всех религий», принести своего любимого, единственного сына Исаака в жертву. Что же происходит?