Ван Дейк. Портрет короля Великобритании Карла I

  • 28 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Его называли гением портрета. Люди, которых изображал Ван Дейк, казались живыми. Кровь бурлила в их жилах, страсти кипели.
В 1632 году Ван Дейка пригласил в Англию король Карл I — служить главным живописцем их величества. Условия хороши: неограниченная свобода и щедрые гонорары.
В Лондоне Ван Дейк жил роскошно: шикарный дом, отличный выезд, дорогая карета, лакеи. В доме всегда звучала музыка. Концерты, акробаты, артисты — художник любил украшать свою жизнь. Часто исполнял музыку, которую он полюбил в Англии, — мелодии Томаса Морли, человека, который писал музыку для шекспировских пьес. И Ван Дейк повторял вслед за ним:
«Тот, у кого нет музыки в душе, кого не тронут сладкие созвучия, способен на грабёж, измену и хитрости».
Ван Дейк был молодым и знаменитым. К нему выстраивались очереди. Многим хотелось, чтобы их облик запечатлел этот великий волшебник, который умел возвышать человека над действительностью и обыденностью.
Ван Дейк рисовал быстро, но был строг. Живописец назначал время для сеанса, человек приходил, Ван Дейк внимательно смотрел на него. Несколько взмахов кисти — пора уходить, время истекло. И приходила новая модель. Он никогда не работал с моделью больше одного часа.
Но, конечно, никогда не жалел времени для своего главного героя — короля Карла I. Он рисовал его с почтением. Больше тридцати пяти портретов, и все они так нравились королю, что он просил каждый из них повторить. Один из портретов хранится в Эрмитаже.
Элегантный человек, печальные глаза, узкое красивое лицо — всё необычно. Карл в полном расцвете отпущенных ему жизненных сил. Натура скорее меланхолическая, чем весёлая. Он обладал располагающей внешностью. Поступки короля свидетельствовали, что ему не свойственно неумеренное вожделение и деспотические наклонности. Он действительно являет собой государя, исполненного добра и справедливости.
Карл — первый внук Марии Стюарт, умный, воспитанный, образованный человек. Его двор был одним из самых изысканных королевских дворов в Европе. Он поощрял художников, музыкантов, учёных. Ему нравилось всё яркое, оригинальное. Его называли величайшим покровителем художников среди всех монархов мира. И действительно, он собрал богатейшую коллекцию произведений искусства.
К сожалению, упрямство, прямолинейность, наивная доверчивость, разногласия с парламентом и неудачные случайности… Одним словом, король был пленён и казнён. Он сложил свою голову на эшафоте. Умирая, успел сказать: «Помните».
Англия недолго оставалась республикой. Старший сын Карла I Карл II восстановил монархию. А англичане до сих пор не могут себе простить этой жуткой, несправедливой, ужасной казни.
К счастью, Ван Дейк, любимый художник и собеседник Карла I, не дожил до этого страшного и позорного дня и не увидел своего обожаемого короля униженным и обезглавленным. Навсегда Карл I останется в глазах потомков таким, каким увидел его Ван Дейк, — элегантным, уверенным в себе, гордым, красивым человеком.
Ван Дейк всегда говорил королю: «Некоторые люди, Ваше Величество, так боятся умереть, что просто никогда не начинают жить. Но нам, Ваше Величество, это не грозит. Мы слишком любим жизнь и все её дары».

Последние выпуски программы

  • 12 сентября 2021

Статуя Юпитера. Скульптура I века нашей эры, эпоха Флавиев

Зевс приплыл в Петербург осенью 1861 года. Огромный, мощный, величественный. Он весит шестнадцать тонн, а высота его примерно пять метров. Александр II гордился приобретением: самая большая скульптура в мире!

  • 11 сентября 2021

Жан-Антуан Гудон. Скульптура «Вольтер, сидящий в кресле»

Хороший портрет о человеке говорит гораздо больше, чем воспоминания, легенды, истории о нём, слова. Гудон с удовольствием возвращал жизнь людям в мраморе. Скульптор работал над портретом Вольтера четыре года.

  • 5 сентября 2021

Лукас Кранах Старший. «Венера и Амур»

Пленительная смуглая, черноволосая богиня любви Венера обнажена. Скандал в обществе! Античный рассказ привлёк художника прелестью, и он решился миф сделать сюжетом своей картины.