Рафаэль. «Святое семейство»

  • 21 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Союз волшебных чувств и дум». Богородица, младенец Христос и праведный Иосиф Обручник.
Возвышенная печаль. Может быть, это главное настроение картины — одной из самых странных и загадочных в искусстве. Её иногда называют «Мадонна с безбородым Иосифом». Почему? Каким был Иосиф — человек, воспитавший Христа, научивший его ремеслу? Почему художник решил нарушить канон? Иосифа принято изображать глубоким смиренным старцем с бородою. О нём известно очень мало — несколько раз кратко упоминается в Евангелиях.
Рафаэль — человек глубоко религиозный. Его называли «божественным», потому что он занят в этой жизни небом, духом, а не землёй. Рафаэль, конечно, много размышлял об этом человеке — о святом Иосифе: кто он? Зачем он? И читал, безусловно, апокрифы.
Иосиф вдовец. У него шесть детей — четыре мальчика и две девочки. Он беден, но трудолюбив. Всегда полон радости и благодарности Богу. Именно его первосвященники выбрали хранителем целомудрия Девы Марии, которая дала обет безбрачия. Он согласился и обручился — стал не мужем, а обручником. Его, конечно, смутила новость о беременности Марии, и он решил отпустить её, чтобы её не побили камнями как прелюбодейку. Но ему во сне явился ангел:
«Не бойся принять Марию, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Родит она сына, и наречёшь ему имя Иисус, ибо он спасёт людей от грехов».
Родился младенец. И именно Иосиф дал ему имя — Иисус, то есть помощник Бога, спаситель.
В Средние века Иосиф был персонаж скорее комический, чем возвышенный. Над ним любили насмехаться, даже позволяли себе неприличные вольности, намёки. В эпоху Возрождения ситуация меняется. Наоборот, личность Иосифа стала возвышенной, вызывающей почитание и удивление. Рафаэля вдохновляет образ этого человека — человека обыкновенного, невольно ставшего свидетелем события священного.
На картине Рафаэля всё необычно. Иосиф не стар, ему не восемьдесят лет, как было принято. Лицо грустное. Рафаэль искал не святости, а человека в святости — человека, который может быть достоин высокой духовной жизни. Иосиф изображён прежде всего именно таким человеком. Если мы вглядимся внимательно, то узнаем в нём черты друга Рафаэля — скульптора Браманте, с которым он беседовал о смыслах жизни, времени, истории.
Святое семейство.
Гектор Берлиоз считал себя человеком неверующим, но был всегда очарован историями священными. Однажды на одном из вечеров он заскучал. Обыкновенные разговоры, привычки, карты — ему стало скучно. Ему захотелось написать музыку наивную, трогательную, нежную — мистерию в старинном стиле. «Детство Христа» — фантазии на тему жизни Святого семейства. Он сочинил нежную пьесу и стал рассказывать, что нашёл её в архиве незаслуженно забытого Пьера Дюкре — музыканта XVIII века. Стал исполнять её на концертах, публика была в восхищении — люди доверчивы.
1853 год. Премьера. Успех. Берлиоз раскрыл свой секрет. Но «публика приняла эту шутку мою довольно мило. Люди простили мне и продолжали аплодировать. Публика была готова снова и снова проливать слёзы».
Пушкин был очарован историями Святого семейства. А картине Рафаэля он посвятил элегию «Возрождение».
…Исчезают заблужденья
В измученной душе моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Последние выпуски программы

  • 12 сентября 2021

Статуя Юпитера. Скульптура I века нашей эры, эпоха Флавиев

Зевс приплыл в Петербург осенью 1861 года. Огромный, мощный, величественный. Он весит шестнадцать тонн, а высота его примерно пять метров. Александр II гордился приобретением: самая большая скульптура в мире!

  • 11 сентября 2021

Жан-Антуан Гудон. Скульптура «Вольтер, сидящий в кресле»

Хороший портрет о человеке говорит гораздо больше, чем воспоминания, легенды, истории о нём, слова. Гудон с удовольствием возвращал жизнь людям в мраморе. Скульптор работал над портретом Вольтера четыре года.

  • 5 сентября 2021

Лукас Кранах Старший. «Венера и Амур»

Пленительная смуглая, черноволосая богиня любви Венера обнажена. Скандал в обществе! Античный рассказ привлёк художника прелестью, и он решился миф сделать сюжетом своей картины.