Франсуа Буше. «Пигмалион и Галатея»
15 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Человеку не всегда нужна правда. Иногда ему нужно утешение.
Франсуа Буше был так очарован изящной оперой Жана Филиппа Рамо «Пигмалион», что ему захотелось нарисовать эту историю.
Царь Кипра скульптор Пигмалион молод, красив, талантлив. Он волнует сердца красавиц, но они разочарованы: женщины раздражают его, потому что искусство — главное в его жизни. Венера снисходительно смотрела на скульптора и усмехалась. Боги не любят тех, кто отвергает их дары.
Однажды Пигмалион вырезал из дивной слоновой кости прелестную девушку. Каждый, кто смотрел на неё, думал, что она живая. Впервые в жизни Пигмалион влюбился. Он украшал своё творение драгоценностями, цветами, дарил подарки. «Часто протягивал он к изваянию руки, пытая, тело пред ним или кисть. То он ласкает её, то милые девушкам вещи дарит». Он потерял сон, аппетит, краски мира поблекли, радость оставила его. Венера сжалилась: Пигмалион поцеловал статую, и, о чудо, она ответила на поцелуй — улыбнулась ему!
«Я не пытаюсь никому понравиться. Я просто во всём ищу изящество, грацию, мягкость и весёлость, может быть, эротическую игривость. Но никогда не позволю себе никаких грубых вольностей. Мне дорог дух мелочей, прекрасных и воздушных», — говорил Буше.
Он был добропорядочный семьянин, прекрасный отец семейства, человек нрава доброго, лёгкого. Хотя злые языки говорили, что его прекрасная Галатея напоминает маркизу Помпадур, фаворитку Людовика XV. Буше нарисовал её портрет. Она посмотрела и сказала: «Я выгляжу здесь слишком красивой, совершенно на себя не похожей. Но, знаете, мне нравится ваш рисунок, и мне нравится вам верить. Ласковый обман всегда хорош».
Буше стал частым гостем в её салоне: изысканное общество — музыканты, художники, поэты, Руссо, Вольтер, Монтескье; прекрасный ужин всегда — мадам обожала шампанское, шоколад, суп из трюфелей и сельдерея. Она была умна, обворожительна. «Грусть, — говорила она, — утомляет и старит. Нужно иметь много достоинств, чтобы разглядеть их в других».
Когда-то её звали Жанна-Антуанетта Пуассон. Но после того, как король подарил ей усадьбу в местечке Помпадур и титул маркизы, она «стала тем, кем всегда хотела стать — нежнейшим другом короля». Любовный пыл прошёл быстро, но на всю жизнь она осталась главной женщиной короля. «Красавиц, — усмехался король, — много, маркиза Помпадур одна. Любовь — это удовольствие на один сезон, а дружба — на всю жизнь».
Буше ценил внимание маркизы и часто бывал у неё. Они беседовали, гуляли, музицировали, читали. И Буше, конечно, рисовал. В его картинах появился её любимый цвет — оттенок утренней зари.
Она прожила короткую жизнь — сгорела от рака в сорок три года. В день её похорон шёл дождь. «Какую же отвратительную погоду вы выбрали для своей последней прогулки!» — сказал король и Буше.
В 1776 году Буше прислал в Петербург в дар Петербургской академии свою картину «Пигмалион и Галатея». Её привёз Этьен Фальконе, которого пригласили в столицу, чтобы создать памятник Петру I. Фальконе написал Буше: «Дар приняли милостиво, и дорога в Петербург вам открыта. Слишком холодно для меня, мой друг, слишком холодно».
Хореограф Мясин спросил Дягилева, как же ему ставить балет о Пигмалионе. Дягилев сказал: «Я советую вам внимательно вглядеться в картину Буше, потому что этому художнику многое удалось. А главное, ему удалось изобразить эпоху в зеркале, обвитом гирляндами из роз».