Кружева в Эрмитаже
1 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Павильон Армиды». Таинственная история, рассказанная композитором Николаем Черепниным, очаровала художника Александра Бенуа, и он с удовольствием рисовал декорации, придумывал костюмы для героев этой волшебной сказки.
Молодой виконт Рене де Божанси спешит к своей невесте, на свадьбу. Но гроза остановила его. Он вынужден провести ночь в старинном замке. Хозяин замка алхимик Маркиз предлагает переночевать в павильоне, который когда-то принадлежал красавице Мадлен. Её прозвали Армидой за озорство, коварство и обольстительную красоту.
Наступила полночь. Портрет оживает. Павильон превращается в чудный сад. Музыка, горят факелы, ароматы цветов. Виконт влюбился в Армиду, а она в знак внимания к нему и в память о вечере подарила ему свой шарф.
Утро. Видение исчезает. Слуга торопит виконта с отъездом. Маркиз любезно прощается и протягивает молодому человеку шарф: «Шарф из сна — вы не забыли? Вы, конечно, ничего не хотите забыть». Рене падает без чувств.
Сладость и горечь любви, смутные желания, тревожащие наши души, странные воспоминания о когда-то бывшем… Мир грёз, душных роз, причудливых фантазий — таким должен быть павильон Армиды, таким должен быть балет.
Бенуа хотелось, чтобы костюмы были роскошны: шелка, бархат, драгоценные камни и, конечно, кружева. Они украшают жизнь — не только одежду, обувь и причёски. Серебряные, золотые, испанские, французские!.. Их плели из розового льна, который рос только на полях Брабанта. В 1725 году по распоряжению Петра I из Брабанта были привезены монахини-кружевницы, чтобы научить плетению монахинь Новодевичьего монастыря.
Прикоснуться к чёрным кружевам шантильи — всё равно что прикоснуться к ветерку. Шантильи — маленький городок во Франции, славился мастерицами, которые плели кружева из чёрного шёлка.
Бенуа рассказывал легенду. Первое венецианское кружево подарила рыбаку Паола — русалка. Она попалась в его сети, но попросила освободить её и в знак благодарности подарила свадебную фату для его невесты, сплетённую из морской пены.
«Павильон Армиды» был восторженно встречен публикой. А в 1909 году Дягилев показал балет в Париже. С этого спектакля начались «Русские сезоны». Восхищало всё: музыка, танцы, актёры, волшебство, сказочные декорации и фантастические костюмы Александра Бенуа. Особенно, конечно, нравились кружева. Бенуа улыбался и говорил:
«Эрмитаж помог. А кружева — как соль: вы можете жить без них, но жизнь ваша становится пресной».