Анри Матисс. «Арабская кофейня»

  • 10 июля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит… Слева на горизонте белоснежные облака, справа — причудливые горы». Матисс приплыл в Марокко. Здесь всё пышное, роскошное, буйное. Здесь особенный свет — очень яркий. «Не могу налюбоваться им — сияющим светом, людьми. Краски будоражат», — пишет Матисс. Он работает с упоением и говорит, что Восток напоминает ему музыку Римского-Корсакова, загадочную, чувственную, непостижимую, грациозную.
И свет с Востока засиял,
И то, что было невозможно,
Он возвестил и обещал.
И разливался широко,
Исполнен знамений и силы,
Тот свет, исшедший от Востока…
«У меня обновилось зрение, — говорил Матисс. — Я открыл новый цвет — цвет призрачного вечера».
Марокканское кафе. Здесь в самую сильную жару прохладно, спокойно. Люди отдыхают, пьют кофе и знают: нет ничего важнее, чем неспешность и благостное расположение духа.
В глубине кафе музыкант. Если долго смотреть на картину, можно услышать мелодию.
Рассказывают, что на одной пирушке встретились два человека, которые издавна враждовали друг с другом. Они разгорячились и были готовы драться. И тогда музыкант, увидев их ярость, изменил мелодию и начал исполнять нежную, тихую музыку. И продолжал играть до тех пор, пока пыл людей не остыл и пока они не обнялись.
«Я пытался создать кристально чистую среду для духа. Мне была нужна воздушность, призрачность и лёгкость». И мы видим, как художник превращает обычную бытовую сценку в философский иероглиф, и простая житейская ситуация становится поводом для размышлений о вечности и о судьбе человеческой.
В кафе звучит музыка. Люди слушают. Один с удовольствием курит трубку. Другой рассматривает аквариум. В нём грациозные рыбки, которые напоминают о вечном движении, возвращении и бессмертии. Рядом ваза с цветами — повод подумать о хрупкости жизни. Матисс, когда вернётся в Париж, заведёт у себя в мастерской такой же аквариум с золотыми рыбками. Он мог смотреть на них часами и фантазировать, вспоминать, грезить.
Картину заказал Матиссу Сергей Щукин. Он пишет художнику: «„Арабское кафе» пришло в хорошем состоянии, и я повесил его в своей комнате. Эта картина нравится мне теперь больше других, и я смотрю на неё каждый день не меньше часа… И совершенно с вами согласен: живопись должна доставлять измученному человеку спокойствие и отдых».
Мудрец сказал: «Направь дух к её благородным силам, кротости, великодушию, смелости и щедрости».

Последние выпуски программы

  • 1 августа 2021

Кружева в Эрмитаже

В 1909 году Сергей Дягилев показал русский балет в Париже. Восхищало всё: музыка, танцы, декорации и фантастические костюмы Александра Бенуа. Бенуа улыбался и говорил: «Кружева – как соль: вы можете жить без них, но жизнь ваша становится пресной».

  • 31 июля 2021

Антуан Ватто. «Капризница»

«Капризница» – одна из последних работ великолепного мастера «галантных празднеств». Бодлер говорил, что самое ценное в творчестве Ватто – его капризные, своенравные, но бесконечно элегантные женщины.

  • 25 июля 2021

Колыванская ваза

«Царица ваз» – одна из самых прекрасных, загадочных и самых больших ваз в мире. В диаметре она более 5 метров, весит почти 20 тонн, высота – 2 метра 57 сантиметров.