Эжен Делакруа. «Охота на львов в Марокко»

  • 29 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В его картинах — бури, страсти, роскошь. А в жизни он замкнутый человек, боялся сильных чувств и больше всего ценил покой. «Спокойствие и тишина превыше всего», — говорил он. Жил отшельником, был аскетом во всём. Не любил людей, живших плотской бытовой жизнью, и презирал роскошь напоказ. Ненавистник толпы, вежливый скептик, денди.
Они были очень похожи — Делакруа и Шопен. Они подружились. «Когда я увидел Делакруа, — вспоминает Шопен, — он был великолепен, словно тигр». Гордость, изящество, мощь. Худой, нервный, хрупкий. Но… Оба вспыльчивые. Оба стыдливые. Два аристократа по духу. Делакруа, представьте себе, водил свою старую служанку в Лувр, чтобы объяснить ей красоты ассирийской скульптуры. А Шопен играл на рояле для своего лакея. Вот черты, которые говорят многое об их характере. Оба часто и много болели. Кашель изводил их. И для обоих высокие идеи и чувства были всегда превыше всего.
Они подолгу разговаривали о музыке. В ней, считали они, источник наслаждения. Моцарт — их бог. Бетховен — ну что ж, заурядные места есть, но есть, конечно, и возвышенные красоты. Вагнер… «Я бы не очень доверял ему», — говорил Шопен. Делакруа соглашался: «Слишком многословен. Его страсть всегда грозит катастрофой».
Шопен сидит за роялем. Играет, импровизирует, но вдруг останавливается. «Ну что же, — кричит Делакруа, — что же вы замолчали? Продолжайте!» — «Ничего не приходит в голову. Ничего, кроме каких-то отблесков, теней. Не понимаю… Какой-то один лунный свет. Я ищу краски и не нахожу». — «Ищите оттенки, — советует Делакруа. — Это же чудесно — один лунный свет. Вы нашли отблеск отблеска».
«Я видел в Марокко охоту на львов, — вспоминает Делакруа. — Безобразное зрелище. Но перед началом охоты был миг восторга, миг готовности сверх сил своих устремиться ввысь. И вот этот момент мне и захотелось остановить».
Однажды Делакруа в гостях увидел на столике корзину с шерстью. Разноцветная шерсть увлекла его. Он доставал один клубок за другим, раскладывал их рядами, группами, от оттенка к оттенку, и появлялись удивительные сочетания.

Последние выпуски программы

  • 6 июня 2021

Эдгар Дега. «Площадь Согласия»

«Площадь Согласия» – портрет в интерьере эпохи. Все элегантно прогуливаются, но, если приглядеться, все они идут в разные стороны и не замечают друг друга, все сами по себе.