Эжен Делакруа. «Охота на львов в Марокко»

  • 30 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В его картинах — бури, страсти, роскошь. А в жизни он замкнутый человек, боялся сильных чувств и больше всего ценил покой. «Спокойствие и тишина превыше всего», — говорил он. Жил отшельником, был аскетом во всём. Не любил людей, живших плотской бытовой жизнью, и презирал роскошь напоказ. Ненавистник толпы, вежливый скептик, денди.
Они были очень похожи — Делакруа и Шопен. Они подружились. «Когда я увидел Делакруа, — вспоминает Шопен, — он был великолепен, словно тигр». Гордость, изящество, мощь. Худой, нервный, хрупкий. Но… Оба вспыльчивые. Оба стыдливые. Два аристократа по духу. Делакруа, представьте себе, водил свою старую служанку в Лувр, чтобы объяснить ей красоты ассирийской скульптуры. А Шопен играл на рояле для своего лакея. Вот черты, которые говорят многое об их характере. Оба часто и много болели. Кашель изводил их. И для обоих высокие идеи и чувства были всегда превыше всего.
Они подолгу разговаривали о музыке. В ней, считали они, источник наслаждения. Моцарт — их бог. Бетховен — ну что ж, заурядные места есть, но есть, конечно, и возвышенные красоты. Вагнер… «Я бы не очень доверял ему», — говорил Шопен. Делакруа соглашался: «Слишком многословен. Его страсть всегда грозит катастрофой».
Эжен Делакруа. «Охота на львов в Марокко»
Шопен сидит за роялем. Играет, импровизирует, но вдруг останавливается. «Ну что же, — кричит Делакруа, — что же вы замолчали? Продолжайте!» — «Ничего не приходит в голову. Ничего, кроме каких-то отблесков, теней. Не понимаю… Какой-то один лунный свет. Я ищу краски и не нахожу». — «Ищите оттенки, — советует Делакруа. — Это же чудесно — один лунный свет. Вы нашли отблеск отблеска».
«Я видел в Марокко охоту на львов, — вспоминает Делакруа. — Безобразное зрелище. Но перед началом охоты был миг восторга, миг готовности сверх сил своих устремиться ввысь. И вот этот момент мне и захотелось остановить».
Однажды Делакруа в гостях увидел на столике корзину с шерстью. Разноцветная шерсть увлекла его. Он доставал один клубок за другим, раскладывал их рядами, группами, от оттенка к оттенку, и появлялись удивительные сочетания.

Последние выпуски программы

Колыванская ваза

«Царица ваз» – одна из самых прекрасных, загадочных и самых больших ваз в мире. В диаметре она более 5 метров, весит почти 20 тонн, высота – 2 метра 57 сантиметров.

Поль Гоген. «Женщина, держащая плод»

Эта девушка – фея Таити, острова свободных чувств и любви, – очаровывала Гогена и пугала. Что происходит в её душе? О чём думает она, ласковая и послушная? О чём молчит, чего боится?

Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама»

В Книге Бытия рассказывается о том, что Бог призвал Авраама, которого апостол Павел назовёт «отцом всех религий», принести своего любимого, единственного сына Исаака в жертву. Что же происходит?