Микеланджело. «Скорчившийся мальчик»

  • 17 апреля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Он «видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его».
«Скорчившийся мальчик» Микеланджело — единственная скульптура гения в России. Её купила Екатерина Великая. Велела поставить скульптуру в Царском Селе — в особом гроте. Царица часто приходила туда насыщаться энергией.
Скульптуру перенесут в Эрмитаж, и её увидит Шостакович. Скажет: «Фигура мальчика излучает удивительную силу. Она будто наполняет вас мощью».
Кто он — этот мальчик? Может быть, аллегория нерождённой души? А может быть, раненый воин или траурный гений? Но кто бы он ни был, Микеланджело воплотил не плоть, а силу, заключённую в мышцах. Энергия становится видимой. Поэтому так мощно притягивает.
Шостакович сочинял Сюиту на стихи Микеланджело. Это был 1974 год. Он смертельно болен. Его мучают компромиссы. Он о многом сожалеет, во многом раскаивается. Его страшат боли. Микеланджело помогает справиться с отчаянием: «Я вновь и вновь обращаюсь к его образу, к его стихам».
«Я тысячами душ живу в сердцах всех любящих, и, значит, я не прах».
«Скорчившийся мальчик». Ангел печали.
Микеланджело хотел, чтобы скульптура украшала гробницу великолепных братьев Медичи. Лоренцо Медичи приютил его в своём роскошном дворце. Приютил его тогда, когда он никому не был известен, был неотёсанный дикарь. Познакомил его с величайшими умами эпохи и дал мудрый совет: «Чтобы стать человеком, нужно научиться писать стихи и музыку. Они открывают секреты гармонии мира». Микеланджело всю жизнь был благодарен князю.
Стихи Микеланджело — его тайный дневник. Вокальная сюита Шостаковича — очень личное, мучительное размышление, откровенный и беспощадный разговор с самим собой.
«И хоть одета плотью моя душа, но всё же она часто воспаряет к богу».
Шостакович говорил, что когда он смотрит на скульптуру Микеланджело, то его потрясает желание жить, сопротивляться боли любой ценой. Скульптор набрасывался на работу с такой силой, что, казалось, мрамор разлетается вдребезги.
«Скорчившийся мальчик». На скульптуре сохранились следы резца Микеланджело — след его руки. Он будто напоминает: не бойтесь — ни одно усилие в жизни даром не пропадает. «Хороша та скульптура, которую можно скатить с горы, и у неё не отвалится ни одна часть».
«Увы! Я предан незаметно промчавшимися днями. Поздно раскаиваться, поздно раздумывать… Напрасно лью я слёзы: какое несчастье может сравниться с утраченным временем… Сколько было слёз, муки, сколько вздохов любви, ибо ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой. Увы!»
«Я бреду сам не знаю куда. Мне страшно…»
Шостакович закончил Сюиту поздно вечером. Позвал жену Ирину. «Нервный, бледный, — вспоминает она, — держит в руках ноты и говорит: „Это тебе. Это обо мне“».
Я вижу: жизнь всё убыстряет шаг,
Но телу ещё жалко плотских благ.
Надежды нет, и всё объемлет мрак,
И ложь царит, и правда прячет глаз.

Последние выпуски программы

  • 25 июля 2021

Колыванская ваза

«Царица ваз» – одна из самых прекрасных, загадочных и самых больших ваз в мире. В диаметре она более 5 метров, весит почти 20 тонн, высота – 2 метра 57 сантиметров.

  • 24 июля 2021

Поль Гоген. «Женщина, держащая плод»

Эта девушка – фея Таити, острова свободных чувств и любви, – очаровывала Гогена и пугала. Что происходит в её душе? О чём думает она, ласковая и послушная? О чём молчит, чего боится?

  • 18 июля 2021

Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама»

В Книге Бытия рассказывается о том, что Бог призвал Авраама, которого апостол Павел назовёт «отцом всех религий», принести своего любимого, единственного сына Исаака в жертву. Что же происходит?