Микеланджело. «Скорчившийся мальчик»

  • 17 апреля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Он «видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его».
«Скорчившийся мальчик» Микеланджело — единственная скульптура гения в России. Её купила Екатерина Великая. Велела поставить скульптуру в Царском Селе — в особом гроте. Царица часто приходила туда насыщаться энергией.
Скульптуру перенесут в Эрмитаж, и её увидит Шостакович. Скажет: «Фигура мальчика излучает удивительную силу. Она будто наполняет вас мощью».
Кто он — этот мальчик? Может быть, аллегория нерождённой души? А может быть, раненый воин или траурный гений? Но кто бы он ни был, Микеланджело воплотил не плоть, а силу, заключённую в мышцах. Энергия становится видимой. Поэтому так мощно притягивает.
Шостакович сочинял Сюиту на стихи Микеланджело. Это был 1974 год. Он смертельно болен. Его мучают компромиссы. Он о многом сожалеет, во многом раскаивается. Его страшат боли. Микеланджело помогает справиться с отчаянием: «Я вновь и вновь обращаюсь к его образу, к его стихам».
«Я тысячами душ живу в сердцах всех любящих, и, значит, я не прах».
«Скорчившийся мальчик». Ангел печали.
Микеланджело хотел, чтобы скульптура украшала гробницу великолепных братьев Медичи. Лоренцо Медичи приютил его в своём роскошном дворце. Приютил его тогда, когда он никому не был известен, был неотёсанный дикарь. Познакомил его с величайшими умами эпохи и дал мудрый совет: «Чтобы стать человеком, нужно научиться писать стихи и музыку. Они открывают секреты гармонии мира». Микеланджело всю жизнь был благодарен князю.
Стихи Микеланджело — его тайный дневник. Вокальная сюита Шостаковича — очень личное, мучительное размышление, откровенный и беспощадный разговор с самим собой.
«И хоть одета плотью моя душа, но всё же она часто воспаряет к богу».
Шостакович говорил, что когда он смотрит на скульптуру Микеланджело, то его потрясает желание жить, сопротивляться боли любой ценой. Скульптор набрасывался на работу с такой силой, что, казалось, мрамор разлетается вдребезги.
«Скорчившийся мальчик». На скульптуре сохранились следы резца Микеланджело — след его руки. Он будто напоминает: не бойтесь — ни одно усилие в жизни даром не пропадает. «Хороша та скульптура, которую можно скатить с горы, и у неё не отвалится ни одна часть».
«Увы! Я предан незаметно промчавшимися днями. Поздно раскаиваться, поздно раздумывать… Напрасно лью я слёзы: какое несчастье может сравниться с утраченным временем… Сколько было слёз, муки, сколько вздохов любви, ибо ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой. Увы!»
«Я бреду сам не знаю куда. Мне страшно…»
Шостакович закончил Сюиту поздно вечером. Позвал жену Ирину. «Нервный, бледный, — вспоминает она, — держит в руках ноты и говорит: „Это тебе. Это обо мне“».
Я вижу: жизнь всё убыстряет шаг,
Но телу ещё жалко плотских благ.
Надежды нет, и всё объемлет мрак,
И ложь царит, и правда прячет глаз.

Последние выпуски программы

  • 16 мая 2021

Сервиз с камеями

Екатерина Великая заказала лучшим мастерам Севрской мануфактуры сервиз в подарок князю Григорию Потёмкину.

  • 15 мая 2021

Эдгар Дега. «Две танцовщицы»

Танец превращает обыкновенных женщин в сказочных богинь. Богини устали. Болят ноги, руки, кровоточат пальцы. Но оркестр заиграл – и волшебство возвращается.

  • 9 мая 2021

Томас Гейнсборо. «Дама в голубом»

«Дама в голубом» никогда не состарится. Время будет дарить ей только молодость. Красота, погружённая в печаль, пленяет больше всего.