Пабло Пикассо. «Гитара и скрипка»

  • 27 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Говорят, если во сне увидишь, что играешь на гитаре, утром встретишь любовь.
Её звали Ева Гуэль. Хрупкая, робкая, лёгкая.
«Если бы я был волшебник, все женщины на земле ходили бы с распущенными волосами», — Пабло с восхищением смотрел на неё и рисовал — «Твоё тело сладостно напоминает форму скрипки. Когда ты сердишься или печалишься, то похожа на страстную гитару. Поверь, искусство и секс — это одно и то же».
Им было хорошо вместе. Хотелось изведать всё, что вдохновляет: море, ветер, объятия, вино, птицы. Они покупали голубей, раскрашивали им лапки и выпускали на волю.
Он покупал музыкальные инструменты, которые волновали и возбуждали их: гитары, мандолины, скрипки, и разбирал их на мелкие части — не давал покоя вопрос «Как устроена музыка?»
Где прячется душа любимой женщины?
Пабло открыл ей свой секрет: он по утрам любил играть на трубе. На рассвете, горделиво приосанившись, как петух он выпячивал грудь, и энергичные звуки трубы приветствовали новый день.
«Мы жили весело. Но Ева умерла, и моя жизнь превратилась в ад».
Пикассо вспоминал, как в детстве жуткое землетрясение мгновенно превратило красоту в руины. Отец успел вытащить Пабло из-под обломков. С тех пор ему снились жуткие сны: мир сотрясается от грохота, всё вокруг разбивается, разлетается на мелкие кубики. После смерти Евы этот кошмар стал всё время возвращаться к нему.
Может быть, кубизм пришёл из этих снов? Отзвук усилий уцелеть, желание собрать мир заново из крошечных обломков, или, может быть, разъять пространство на мелкие частицы?
Несколько лет Пикассо жил уединённо. Не обращал внимания на женщин, перестал разговаривать, писать, сочинять.
Почему так стонет гитара? Почему так мучительно плачет скрипка? Почему женское тело напоминает таинственную и пленительную форму этих волшебных инструментов? Может быть, стиль — это простой способ говорить о сложных вещах?
«Я не ищу новых форм. Я их нахожу».
1913 год

Последние выпуски программы

  • 1 августа 2021

Кружева в Эрмитаже

В 1909 году Сергей Дягилев показал русский балет в Париже. Восхищало всё: музыка, танцы, декорации и фантастические костюмы Александра Бенуа. Бенуа улыбался и говорил: «Кружева – как соль: вы можете жить без них, но жизнь ваша становится пресной».

  • 31 июля 2021

Антуан Ватто. «Капризница»

«Капризница» – одна из последних работ великолепного мастера «галантных празднеств». Бодлер говорил, что самое ценное в творчестве Ватто – его капризные, своенравные, но бесконечно элегантные женщины.

  • 25 июля 2021

Колыванская ваза

«Царица ваз» – одна из самых прекрасных, загадочных и самых больших ваз в мире. В диаметре она более 5 метров, весит почти 20 тонн, высота – 2 метра 57 сантиметров.