Юрий Лаптев: «Я — певец до востребования…»
15 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Народный артист России Юрий Лаптев за свою жизнь успел побывать певцом, ассистентом режиссера, постановщиком, педагогом и госслужащим. О том, как, занимаясь режиссерским управлением, ему удалось спеть более тридцати баритональных партий, поставить «Псковитянку» и отметиться на посту советника президента, потомственный вокалист рассказывает в «Гримёрке Орфея»…
С детских лет Юрий Лаптев был окружен музыкой. Он родился в Ленинграде в семье прославленного баритона Кировского театра — народного артиста СССР Константина Лаптева. «Всю свою жизнь отец мне советовал: „Не торопись, каждый созревает в свое время“», — вспоминает Юрий Константинович. Именно поэтому маленького Юру в детстве не отдали ни в хоровую школу, ни в вокальную студию. Отец считал, что до мутации голос должен развиваться естественным образом. Зато, когда пришло время поступать в консерваторию, предприимчивый Константин Николаевич взял сына к себе в класс.
Так, в 1983 году Юрий Лаптев окончил вокальное отделение Ленинградской консерватории по классу своего отца, а спустя еще пять лет — режиссерский факультет, где учился у Р. Тихомирова и С. Лапирова.
С 1989 года — он режиссер и солист Мариинского театра, где исполнил более тридцати баритональных партий.
Как солист выступал в крупнейших театрах мира, среди которых «Метрополитен-опера», Королевская опера «Ковент-Гарден», Римская опера, «Ла Скала», Новая Израильская опера, дрезденская Земпер-опера, и легендарных концертных залах — Академии Санта Чечилия (Рим), Концертгебау (Амстердам), Брюссельской филармонии.
С 2006 по 2009 год Юрий Лаптев был солистом Большого театра. Принимал участие в аудио- и видеозаписях опер «Борис Годунов», «Отелло», «Огненный ангел», «Хованщина», «Война и мир», «Сила судьбы», «Игрок», «Псковитянка».
В качестве режиссера осуществил постановки: «Хованщина» в «Ла Скала», «Бабий бунт» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, «Князь Игорь» в Екатеринбургском театре оперы и балета, «Колокольчик», «Риголетто» и «Кармен» в Ростовском государственном музыкальном театре, «Летучая мышь» в Иркутском музыкальном театре имени Загурского, «Борис Годунов», «Иоланта», «Мазепа» в Выборгском замке, «Иоланта» и «Мазепа» в Ивангородской крепости. Также восстановил один из лучших спектаклей золотого фонда — «Псковитянку» Римского-Корсакова (реконструкция постановки 1952 года). Премьеру этого спектакля на сцене Мариинского театра в 2008 году критика назвала «одним из самых ярких событий петербургской театральной жизни».
Юрий Лаптев — профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории. Стажировался в «Ковен-Гарден» (по вопросам организации творческого процесса и структурной системы театрального дела). На протяжении ряда лет был советником Президента России по культуре.
Осмысливая свою карьеру, артист иронически замечает:
«Я — певец до востребования, поскольку всё время параллельно занимался чем-то еще. Меня приглашали, когда требовалась — так потихоньку я перепел в Мариинском театре тридцать шесть партий. В основном это были небольшие партии, потому что я много работал как заместитель режиссера, а это огромная занятость: планирование, репертуар, координация цехов, бесконечный круговорот премьер. Быстро выбежать из кабинета, быстро загримироваться, быстро спеть, быстро убежать со сцены и снова вернуться в кабинет — это я мог себе позволить. На остальное, к сожалению, мне просто физически не хватало времени».
В беседе с Аскаром Абдразаковым Юрий Лаптев рассказывает о своих любимых местах в Петербурге и за кулисами Мариинского театра, о казусах и чрезвычайных ситуациях на сцене, о том, что на заре своей молодости делал в НИИ земной коры и чем занимался на посту советника президента по культуре…