Юрий Розум: «Все время живу в ритме тушения пожара — на горящих точках…»

  • 17 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Вторая встреча с народным артистом России Юрием Розумом в программе «Гримёрка Орфея» посвящена сегодняшней жизни пианиста, в которой практически не остается свободной минуты: гастроли, выступления, студенты, мастер-классы, работа в собственном благотворительном Фонде, домашние концерты, насыщенная светская жизнь… Ночи без сна, дни без передышки и ежедневная восточная гимнастика по утрам…
«Порой я чувствую себя, словно пожарник на службе, — смеется Юрий Розум, — загорелось в одном месте, я бегу тушить пожар; потушил — загорелось где-то еще».
На сегодняшний день помимо сверх активной гастрольной и концертной жизни, Юрий Розум преподает в Российской Академии музыки имени Гнесиных, где вдобавок возглавляет кафедру фортепиано.
Юрий Розум: «Все началось с того, когда потрясающий ректор Гнесинки Галина Маяровская меня убедила „пойти по стопам родителей“ и взять несколько студентов. Но она меня обманывала — сказала: „Ну, возьми одного-двух студентов — пусть у тебя пойдет стаж, будешь понемногу передавать свой опыт“. Я так и подумал — ну, одного-двух возьму. А на следующий год их было уже пять, а еще через год — восемь, теперь у меня девять студентов, да еще и кафедру на меня повесили. Но Галине Васильевне невозможно отказать — она, наверное, действительно лучший ректор, который когда-либо был в Гнесинке. На мой взгляд, сейчас Гнесинка переживает настоящий расцвет…»
Одно из важнейших и наиболее затратных по времени направлений деятельности Юрия Розума связано с созданным 2005 году Благотворительным фондом его имени по поддержке молодых талантливых музыкантов. Сегодня Фонд насчитывает целый ряд благотворительных и культурных проектов, среди которых внушительная стипендиальная программа, программа проведения мастер-классов, специальные ежегодные концертные акции, несколько музыкальных фестивалей и международное мероприятия.
Юрий Розум: «Все изменилось девять лет назад с возникновением Фонда — у меня уже не получалось так много времени проводить за рубежом как раньше. Создание Фонда — это вообще особая тема для меня. Изначально я даже не предполагал, какие масштабы это может обрести, и в моей жизни в том числе. А теперь это десятки стипендиатов, количество которых приближается уже к ста. Мы следим за их судьбой, отслеживаем профессиональные и личные успехи, поддерживаем их не только материально, выплачивая стипендии, но и творчески, что подразумевает организацию концертов, мастер-классов, выступления на конкурсах и т. д. Данная работа представляет собой целый комплекс взаимоотношений: нас интересует всё, потому что прежде всего нас интересует личность. Это не как на конкурсе: хорошо сыграл — получи свою премию. За эти годы мы поддержали сотни молодых дарований, а некоторые из них только благодаря нам остались в искусстве. Другие стали уже звездами первой величины — например, наш недавний стипендиат Даниил Трифонов, получивший Гран-при Конкурса Чайковского 2012 года.
Сегодня мы уже не имеем возможности прослушивать всех желающих, потому что в нашей стране не так много фондов, которые платят реальные стипендии (есть еще гранты и специально выделенные суммы на конкретные мероприятия). Поэтому теперь мы прослушиваем только рекомендованных ребят — тех, которые уже заявили о себе, как о достойных личностях. Для нас это очень важно. Именно для формирования личности мы организовали дополнительную программу «Дети детям», когда они сами становятся участниками благотворительных проектов, помогая своим искусством сверстникам…»
А также о юбилее отца — известного советского баритона Александра Розума, игре на плохих и хороших инструментах, идеальном дне перед выступлением и любимом романтическом репертуаре…

Последние выпуски программы

Дмитрий Маслеев: «Большое счастье видеть полный зал, когда выходишь на сцену»

В гостях у Аскара Абдразакова – российский пианист, обладатель I премии и специального приза за лучшее исполнение концерта Моцарта с камерным оркестром XV конкурса Чайковского в Москве Дмитрий Маслеев.

Николай Азаров: «Вообще у меня в трудовой книжке мало записей»

В гостях у Аскара Абдразакова художественный руководитель и главный дирижёр Академического хора русской песни радио «Орфей» — Николай Азаров.

Александра Лузанова: «Сквозь годы понимаешь, что все не зря»

Гость передачи - дирижёр камерного хора МФТИ Александра Лузанова.