Герман Лукьянов: «Японская поэзия повлияла на меня больше, чем Пушкин и Лермонтов…»

  • 22 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В программе «Гримёрка Орфея» патриарх отечественного джаза — трубач, флюгельгорнист, пианист и композитор — Герман Лукьянов рассказывает о своем восхождении в мире «репрессированного» искусства джаза при совесткой власти…
Герман Лукьянов родился в семье военного моряка, который погиб на фронте, его мать была пианисткой, поэтессой и переводчицей. Именно она привела сына в музыку.
«На рояле я, как все девчонки и мальчишки в моем возрасте, учился не по доброй воле», — вспоминает Герман Лукьянов.
Его первые увлечения джазом относятся к 12-летнему возрасту и связаны с пластинками А. Варламова и А. Цфасмана.
«Когда я познакомился с джазовой музыкой, это меня абсолютно захватило, и я увлеченно начал ею заниматься», — продолжает он.
Свое первое профессиональное музыкальное образование Герман Лукьянов получил в Ленинграде, окончив Музыкальную школу для взрослых по классу игры на трубе и отучившись три года на композиторском отделении Ленинградской консерватории. В 1957 году по настоянию матери, которая жила в Москве, перевелся в Московскую консерваторию, где он учился композиции у А. Хачатуряна.
«В консерватории меня ждали драматические события», — вспоминает Герман Константинович. Джазовая музыка в Советском Союзе не приветствовалась, и музыкальные изыскания молодого Лукьянова не находили поддержки со стороны консерваторских профессоров. Начинающего композитора не раз упрекали в формализме, и не единожды он оказывался под угрозой отчисления из вуза.
«Я мог просто загреметь в армию, и мое музыкальное образование осталось бы только воспоминанием о том, что так и не было завершено…»
Однако джазовый облик музыканта сформировался именно в годы обучения в консерватории:
«Консерватория мне в значительной степени помогла усложнить музыкальный язык, который в то время в джазе был весьма ортодоксальным: размер 4/4 являлся ключевой основой написания джазовых опусов», — говорит музыкант.
В 1962 году в составе трио Герман Лукьянов выступил на Первом джазовом фестивале в Москве. Это был его первый известный ансамбль в составе трубы, фортепиано и контрабаса. А в 1966 году выступление нового трио Лукьянова (труба, фортепиано, ударные) имело необыкновенный успех на третьем Московском джазовом фестивале: ансамбль был удостоен пяти дипломов фестиваля и в числе прочего отмечен как лучший ансамбль, в котором играет лучший композитор и лучший исполнитель.
Однако, несмотря на успех, трио пришлось распустить: «Эти музыканты были слишком „шумными“: они постоянно спорили и ни в чем не хотели подчиняться. Договориться с ними было чрезвычайно трудно», — вспоминает Герман Лукьянов.
Впоследствии были и другие ансамбли различного формата — от квартета до септета. Да и музыкальная деятельность самого Лукьянова отличалась насыщеннстью и разнообразием. В 1969-73 гг. он выступал как солист эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением В. Людвиковского. Вместе с Людвиковским и саксофонистом Зубовым в 1972 году провел несколько выступлений с джаз-оркестром Чехословацкого радио. В 1970 году Лукьянов записал два дуэта с И. Брилем. С 1974 по 1976 гг. был солистом и дирижером оркестра Азербайджанской ССР под управлением М. Магомаева.
Однако громогласную славу музыканту принес созданный в 1978 году ансамбль «Каданс» (аббревиатура слов «Камерный джаз-ансамбль»). Основным принципом оркестра был девиз: чем больше инструментов, тем разнообразнее их комбинации и ярче краски. По сегодняшний день коллектив считается одним из самых оригинальных джазовых составов 80-х годов.
Герман Лукьянов: «”Каданс» возник на переломном этапе становления джаза в нашей стране, когда в Москве в молодежном джазовом кафе (имеется в виду легендарный джаз-клуб «Синяя птица, прим. ред.) стали проводится фестивали. Комсомольцы поняли, что лучше им контролировать джазовое искусство, чем оно будет развиваться подпольно. Тогда джазу было решено дать некоторую волю: конечно, тщательным образом контролировалось, чтобы при этом никоим образом не покачнулись идеи социализма. Тем не менее, это случилось: джаз, наконец, обрел скромную“прописку» и стал существовать легально…
Первые программы «Каданса» мы играли чрезвычайно напряженно. Никто не получал от этого удовольствия, в том числе и я. Мне даже не верилось, что когда-нибудь мне всё это будет нравиться. О свободе, вдохновении и творчестве речи не шло. Ощущение того, что мы делаем интересное и приятное дело, пришло только через два-три года после начала…»
Знаменательным событием в творческой летописи «Каданса» стало первое выступление на крупнейшем джазовом фестивале «North Sea» в Голландии в 1984 году. О своих незабываемых впечатлениях от встреч с легендами мирового джаза на одной сцене и триумфальном зарубежном успехе ансамбля, Герман Лукьянов рассказывает в беседе с Аскаром Абдразаковым.
А также — о влиянии японской поэзии, поисках любви и том, как юношеские увлечения столяркой пригодились в искусстве вытачивания мундштуков…

Последние выпуски программы

Дмитрий Маслеев: «Большое счастье видеть полный зал, когда выходишь на сцену»

В гостях у Аскара Абдразакова – российский пианист, обладатель I премии и специального приза за лучшее исполнение концерта Моцарта с камерным оркестром XV конкурса Чайковского в Москве Дмитрий Маслеев.

Николай Азаров: «Вообще у меня в трудовой книжке мало записей»

В гостях у Аскара Абдразакова художественный руководитель и главный дирижёр Академического хора русской песни радио «Орфей» — Николай Азаров.

Александра Лузанова: «Сквозь годы понимаешь, что все не зря»

Гость передачи - дирижёр камерного хора МФТИ Александра Лузанова.