Табула вторая. При чём тут молоточки

Выпуск 2
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Маленькая фигурка Михаила Ивановича Глинки, облачённого в шубку, нервно мечется по залу театра в Петербурге. Идёт репетиция его первой оперы «Жизнь за царя». 32-х летний композитор даёт наставления артистам, но они его не слышат. В помещении стоит грохот от нескольких сотен молотков. Строители заканчивают реконструкцию здания, пострадавшего от пожара: отделывают ложи, прибивают канделябры, монтируют кресла. Работы должны быть завершены к 9 декабря 1836 года — новый сезон откроется премьерой спектакля с музыкой молодого автора.
Однажды за кулисами раздался сильный топот и звон шпор. Глинка с досадой ударяет палочкой о пюпитр, оборвав оркестр на полутакте. Замолчали и ремонтники. В полной тишине на сцене появляется царь. Он здоровается с Глинкой и спрашивает, насколько хороши артисты, оркестр и качество акустики. Михаил Иванович благодарит монарха за оказанную честь и доверие к его начинанию. Николай I принял самое деятельное участие в создании произведения: самодержец придумал название и поручил создать либретто секретарю цесаревича — барону Розену.
Табула вторая. При чём тут молоточки
Немец, плохо говорящий по-русски, сердился: «Слова к такой музыке написать невозможно». Глинка со снисходительной улыбкой рассказывал знакомым о мучениях Розена: «Закажешь, бывало, столько-то стихов, такого-то размера, двух-трёхсложного и даже небывалого — ему всё равно. Придёшь через день, уж и всё готово». Композитор признавался, что был погружён в работу по «самую маковку», творил быстро и вдохновенно. «Когда я зимой сочинял сцену Сусанина в лесу, то волосы становились дыбом и мороз продирал по коже».
В обновляющемся театре его тоже преследовал холод: двери распахнуты настежь и постоянные сквозняки. Он так сильно боялся простудиться, что слёг в нервной горячке. Из-за болезни пропустил генеральную репетицию. На премьеру шёл на дрожащих ногах. На финальных аккордах эпического хора «Славься» пришёл в себя. Посмотрел на царскую ложу и увидел, что император стоя аплодирует вышедшим на поклон артистам. Сердце Глинки заколотилось с невероятной силой, и ему показалось, что биение его пульса заглушает овации восхищённого зала.

Последние выпуски программы

Табула шестнадцатая. Во славу Отечества

В марте 1856 года в Петербурге по утрам всё ещё стоял колкий морозец. Михаил Иванович Глинка поворочался в тёплой постели и неохотно скинул одеяло. После бессонной ночи чувствовал себя разбитым. «Ничего, в дороге отдохну», — произнёс вслух. Через час он сядет в карету и навсегда покинет город, в котором прожил без малого сорок лет.

Табула пятнадцатая. Ангел-маменька

«Музыка — душа моя», — с трепетом в голосе произносит 10-ти летний Миша Глинка, любуясь комнатой с певчими птицами в родительском доме под Смоленском. Рядом с мальчиком стоит его матушка и улыбается.

Табула четырнадцатая. Не пошто далече, и здесь хорошо

Летом 1825 года Петербург привычно опустел: местное дворянство перебралось за город и устраивало там роскошные вечеринки в тенистых парках родовых имений. Мелкому государственному служащему Михаилу Глинке такие развлечения не по карману.